На материале трех сочинений на один и тот же текст в статье прослеживается судьба учения о музыкально-риторических фигурах в церковной музыке XVIII века. Магнификаты И. С. Баха и его сыновей, Карла Филиппа Эмануэля и Иоганна Христиана, рассматриваются с точки зрения существовавших на протяжении XVII столетия не гласных правил детальной передачи музыкальными средствами ключевых слов и фраз Песни Пресвятой Богородицы. Иоганн Себастьян наиболее точно следует барочной музыкально-риторической традиции. В магнификатах сыновей музыкальные фигуры использованы в условиях меняющейся эстетической парадигмы: Карл Филипп Эмануэль со- знательно моделирует музыкально-риторическую традицию, а в Магнификате Иоганна Христиана воспроизведены лишь наиболее устойчивые соответствия слова и музыки — своеобразные «отголоски» барочного канона, помещенные в контекст едва ли не оперной стилистики.
1. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины XVIII века: принципы, приемы. М.: Музыка, 1983. 77 с.
2. Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века. Ч. II: Музы кальный язык и принципы музы кальной композиции. М.: Композитор, 2007. 224 с.
3. Мальцева А. А. Музыкально-риторические фигуры Барокко: проблемы методологии анализа (на материале лютеранских Магнификатов XVII века): монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014. 324 с.
4. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений. СПб.: Лань, 2006. 496 с.
5. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Классика–XXI, 2011. 816 с.
6. Bartel D. Handbuch der musikalischen Figurenlehre. Laaber: Laaber, 1997. 303 S.
7. Benary P. Die deutsche Kompositionslehre des 18. Jahrhunderts. Lpz.: Breitkopf & Härtel, 1961. 246 S.
8. Dammann R. Der Musikbegriff im deutschen Barock. Laaber: Laaber, 1995. 523 S.
9. Eggebrecht H. H. Bach in Tradition // Jahrbuch des Staatlichen Instituts für Musikforschung. Preußischer Kulturbesitz / hrsg. von G. Wagner. Mainz: Schott, 2004. S. 41–52.
10. Eggebrecht H. H. Heinrich Schütz: musicus poeticus. Wilhelmshafen: Heinrichshofen, 1985. 145 S.
11. Harasim C. Die Magnificat-Vertonungen von J. S. und C. Ph. E. Bach // bach > oder. Marienfeste im Werk J. S. Bachs; 78. Bachfest der Neuen Bachgesellschaft 20. bis 25. März 2003 in Frankfurt (Oder) im Rahmen der Musikfesttage an der Oder 14. März bis 5. April 2003: Programm-Buch. Frankfurt (Oder): Fürstenberger, 2003. S. 130–136.
12. Herbst J. A. Musica Poëtica, Sive Compendium Melopoëticum <…>. Nürnberg: in verlegung Jeremiæ Dümlers, 1643. 119 p.
13. Küster K. J. Christian Bach und das Magnificat Wq 215/H 772 seines Bruders // Carl Philipp Emanuel Bach, Musik für Europa: Bericht über das Internationale Symposium vom 8. März bis 12. März 1994 im Rahmen der 29. Frankfurter Festtage der Musik an der Konzerthalle “Carl Philipp Emanuel Bach” in Frankfurt (Oder). Frankfurt (Oder): Die Konzerthalle, 1998. S. 279–290 (Carl-Philipp-Emanuel-Bach-Konzepte, Sonderreihe; Bd. 2).
14. Leisinger U. Carl Philipp Emanuel Bach und das Magnificat seines Vaters // Jahrbuch des Staatlichen Instituts für Musikforschung. Preußischer Kulturbesitz / hrsg. von G. Wagner. Mainz: Schott, 2004. S. 89–97.
15. Petzold M. Carl Philipp Emanuel Bach und die Kirchenmusik seines Vaters. Bemerkungen zu den zwei Magnificat-Kompositionen BWV 243 und Wq 215 // Jahrbuch des Staatlichen Instituts für Musikforschung. Preußischer Kulturbesitz / hrsg. von G. Wagner. Mainz: Schott, 2004. S. 32–42.
16. Schulenberg D. C. P. E. Bach and Handel: A Son of Bach Confronts Music History and
Criticism // Bach. Vol. 23 (1992). No. 2. P. 5–30.
17. Schwarz M. Johann Christian Bach // Sammelbände der Internationalen Musikgesellschaft. Jg. 2 (1901). H. 3. S. 401–454.
18. Speer D. Grundrichtiger, kurz-, leicht- und nöthiger, jezt wohlvermehrter Unterricht der musicalischen Kunst, oder vierfaches musicalisches Kleeblatt <…>. Ulm: in Verlag Georg Wilhelm Kühnen, gedruckt bey Christian Balthasar Kühnen, 1697. 289 S.
19. Wilbers J. Musikalische Rhetorik in Bachs Matthäus-Passion (2006). 221 S. URL: http://
members.home.nl/canopus/Rhetorik (дата обращения: 30.07.2013).