В статье рассматриваются возможные контакты двух композиторов во время пребывания Глюка
в Лондоне в 1745–1746 годах (в том числе совместный концерт 25 марта 1746 года), личности певцов,
работавших в разные годы с обоими композиторами (в частности, Джулии Фрази и Гаэтано Гуада-
ньи), а также случаи непосредственных заимствований Глюком генделевских тем и влияния твор-
чества Генделя на реформаторские оперы Глюка. Рассматриваются, в частности, параллели между
«Адметом» Генделя и «Альцестой» Глюка и между арией “Aure, deh, per pieta” из «Юлия Цезаря в
Египте» Генделя и первой арией Орфея из оперы Глюка «Орфей и Эвридика». Это влияние увязы-
вается не только с пиететом Глюка перед старшим мастером, но и с культом Генделя, сложившим-
ся в Германии во второй половине XVIII века.
1. Бетховен. Письма: в 4 т. Т. III: 1817–1822 / Сост., авторы вступ. ст. и комм. Н. Л. Фишман и Л. В. Кириллина. Пер. с не м. Л. С. Товалевой. М.: Музыка, 2013. № 982. С. 323.
2. Кириллина Л. В. Реформаторские оперы Глюка. М.: Классика-XXI, 2006. 384 с.
3. Рыцарев С. А. Кристоф Виллибальд Глюк. М.: Музыка, 1987. 183 с.
4. Сусидко И. П. Кто и где начал реформу К. В. Глюка? Пармский оперный театр в 1750–1760-е годы // О пера в музыкальном театре: история и современность / Сост. И. П. Сусидко. М.: РАМ им. Гнесиных; ГИИ, 2016.
5. Barclay Squire W. Gluck’s London operas // T he Musical Quarterly. Vol. 1. Nо 3 (July, 1915). P. 397–409.
6. Baselt B. Zum Thema Händel und Gluck // Kongressbericht Gluck in Wien: Wien, 12.–16. November 1987. Kassel; N. Y.: Bärenreiter, 1989. S. 139–150. (Gluck-Studien I).
7. Burney Ch. A General History of Music. Vol. IV. London, 1789. 688, [19] p.
8. Burrows D. Handel. Oxford: Oxford UP, 1994. XV, 635 p.
9. Dean W. Handel’s Operas, 1726–1741. Woolbridge, Rochester: The Boydell Press, 2006. XX, 565 p.
10. Dean W., Knapp M. Handel’s Operas 1704–1726. Oxford: Clarendon Press, 1995. 793 p.
11. Deutsch O. E. Handel. A Documentary Biography. L.: Adam and Charles Black, 1955.942 p.
12. A Dictionary of Music and Musicians from the earliest ages to the modern times, comprising the most important biographical contents of the works of Gerbert, Choron, and Fayolle, Count Orloff, Dr. Burney, Sir John Hawkings, etc. Vol. I. London, 1824.
13. Handel Reference Database. 1746. URL: http://ichriss.ccarh.org/HRD/1746.htm (дата обращения: 07.12.2016).
14. Howard P. The Modern Castrato: Gaetano Guadagni and the Coming of a New Operatic Age. Oxford: Oxford UP, 2014. 264 p.
15. Jenkins N. John Beard — Handel and Garrick’s Favourite Tenor. London, 2009 (pdf edition). 391 p. URL: http://www.neiljenkins.info/johnbeard (дата обращения: 07.12.2016).
16. [Kelly M.] Reminiscences of Michael Kelly. In 2 vols. Vol. II. L.: Henry Colburn, 1826. 400 p.
17. McCleave S. Dance in Handel’s London Operas. Rochester, N. Y.: University of Rochester Press, 2013. 266 p.
18. Roberts J. The «sweet song» in Demofoonte: A Gluck Borrowing from Handel // Opera and the Enlightenment. Ed. by T. Baumann and Marita Petzold McClymonds. Cambridge UP, 1995. P. 168–188.
19. Schmidt A. Christoph Willibald Ritter von Gluck. Lpz.: Fleischer, 1854. XII, 508 S.
20. Solomon M. Beethoven’s Tagebuch of 1812–1818 // B eethoven Studies 3. Ed. by Alan Tyson. Cambridge UP, 1982. P. 193–288
21. Splitt G. «O Händel, stolzer Britten Ruhm» // H ändel-Rezeption der frühen Goethe-Zeit. Hrsg. Laurenz Lütteken. Bärenreiter: Kassel u. a., 2000. S. 135–156. (Marburger Beiträge zur Musikwissenschaft. Band IX).
22. Supplement to the musical library. L.: Charles Knight, 1834. 359 p.