В статье прослеживается возникновение и развитие понятий серийной и сериальной музыки в различных национальных традициях музыкознания; обнаруживается ряд несоответствий, которые необходимо учитывать при использовании этих понятий в разной языковой среде.
Понятие composition sérielle возникло во французском языке в конце сороковых годов как перевод немецкого Reihenkomposition, однако П. Булез в своих теоретических работах предпринял попытку отделить феномен серийности от имени А. Шёнберга. В немецком языке понятие serielle Musik появилось в начале пятидесятых как перевод французской musique sérielle. В 1955 году благодаря К. Штокхаузену и Г. Аймерту термин был переосмыслен и связан исключительно с композициями, развивающими принцип многомерной серийности. С течением времени понятие serielle Musik включило в себя также электронную музыку и постсериальные методы (техника групп, статистическая полевая композиция). В английском языке термин serial music объединяет технику письма Шёнберга и композиторов послевоенного авангарда, а иногда трактуется и как эстетическая категория.
Отечественные ученые Ю. Н. Холопов и С. А. Курбатская рассматривают серийную музыку в узком (как технику, использующую высотные серии) и в широком смыслах (как технику, при которой вся ткань выводится из серии любого параметра); сериализмом именуется многомерная серийность (использование серий одновременно в нескольких параметрах).
- Акопян Л. О. Музыка XX века: Энциклопедический словарь. М.: Практика, 2010. 855 с.
- Бершадская Т. С. О понятиях, терминах, определениях современной теории музыки // Критика и музыкознание: сборник статей. Вып. 3. Л.: Музыка, 1987. С. 97–113.
- Гуляницкая Н. Введение в современную гармонию: Учебное пособие. М.: Музыка, 1984. 256 с.
- Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века. М.: Музыка, 1976. 367 с.
- Ле Корбюзье Модулор. MOD 1. MOD 2 / пер. с фр. Ж. С. Розенбаума. М.: Стройиздат, 1976. 239 с.
- Ксенакис Я. Формализованная музыка. Новые формальные принципы музыкальной композиции / пер. с фр. М. Заливадного. СПб.: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 2008. 123 с.
- Курбатская С. Серийная музыка: вопросы теории, истории, эстетики. М.: ТЦ «Сфера», 1996. 388 с.
- Холопов Ю. Сериальность // Музы кальная энциклопедия: в 6 т. Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1978. С. 940–943.
- Холопов Ю. Серийная техника // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1978. С. 943.
- Холопов Ю. Кто изобрел 12-тоновую технику? // Проблемы истории австро-немецкой музыки. Первая треть ХХ века. М.: [Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных], 1983. С. 34–58. (Сборник трудов Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Вып. 70).
- Bandur M. Aesthetics of Total Serialism: Contemporary Research from Music to Architecture. Basel, Boston and Berlin: Birkhäuser, 2001. 93 p.
- Beiche M. Terminologische Aspekte der „Zwölftonmusik“. München [u. a.]: Katzbichler, 1984. 196 S.
- Blumröder C. Serielle Musik // Terminologie der Musik im 20. Jahrhundert / hrsg. von H. H. Eggebrecht. Stuttgart: Franz Steiner, 1995. S. 396–411.
- Boulez P. Relevés d’apprenti. Paris: Le Seuil, 1966. 384 р.
- Brindle R. S. The New Music: The Avant-garde since 1945. New York: Oxford University Press, 1987. 222 p.
- Dahlhaus C. Zur Problematik der seriellen Musik // Frankfurter Hefte ХIV (1959). S. 200–205.
- Eimert G., Stockhausen K. Vorwort // Die Reihe. H. 1 (1955): Elektronische Musik. S. 7.
- Frisius R. Serielle Musik / Rudolf Frisius — Texte [Электронный ресурс]. URL: http://www.frisius.de/rudolf/texte/tx318.htm (дата обращения: 07.09.2018).
- Grant M. J. Serial Music, Serial Aesthetics: Compositional Theory in Post-War Europe. New York: Cambridge University Press, 2005. 284 p.
- Gredinger P. Serial Technique // Die Reihe. No. 1: Electronic Music. Bryn Mawr (Penn): Theodore Presser, 1957. P. 38–44.
- Griffiths P. Serialism // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. Vol. 23 / e d. by S. Sadie and J. Tyrrell. London: Macmillan, 2001. P. 116–123.
- Kirchmeyer H. Kleine Monographie über Herbert Eimert. Leipzig: Verlag der Sächsischen Akademie der Wissenschaften zu Leipzig; Stuttgart: Hirzel, 1998. 50 p.
- Krenek E. Ein neues Blatt ist aufgeschlagen // Melos. H. ХХI (1954). S. 305–307.
- Leibowitz R. Schoenberg et son école: l’étape contemporaine du langage musical. Paris: Janin, 1947. 302 p.
- Leibowitz R. Introduction à la musique de douze sons. Les variations pour orchestre op. 31, d’Arnold Schoenberg. Paris: L’Arche, 1949. 351 p.
- Leibowitz R. Schoenberg and His School: The Contemporary Stage of the Language of Music. New York: Da Capo, 1975. 303 p.
- Perle G. Serial Composition and Atonality: An Introduction to the Music of Schoenberg, Berg, and Webern. Berkley, Los-Angeles, Oxford: University of California Press, 1991. 164 p.
- Pousseur A. Écrits théoriques, 1954–1967. Sprimont: Mardaga, 2004. 349 p.
- Ross A. The Rest is Noise: Listening to the Twentieth Century. New York: Farrar, Straus & Giroux, 2007. 494 p.
- Rufer J. Composition with Twelve Notes Related Only to One Another / transl. by H. Searle. New York: Macmillan, 1954. 186 p.
- Stephan R. Serielle Musik // Riemann Musiklexikon: in 5 Bde. 12te Aufl. Sachteil / hrsg. von W. Gurlitt, H. H. Eggebrecht und C. Dahlhaus. Mainz: B. Schotts Söhne, 1967. S. 867–869.
- Stockhausen K. Arbeitsbericht 1952/53: Orientierung // Stockhausen K. Texte zur elektronischen und instrumentalen Musik. Bd. 1: Aufsätze 1952–1962 zur Theorie des Komponierens. Köln: DuMont Schauberg, 1963. S. 32–38.
- Stockhausen K. Zur Situation des Metiers // Stockhausen K. Texte zur elektronischen und instrumentalen Musik. Bd. 1: Aufsätze 1952–1962 zur Theorie des Komponierens. Köln: DuMont Schauberg, 1963. S. 45–61.
- Taruskin R. Music in the Late Twentieth Century. New York: Oxford University Press, 2009.
610 p. - Whittall A. The Cambridge Introduction to Serialism. New York: Cambridge University Press, 2008. 285 p. (Cambridge Introductions to Music).