«Виза получена и спальное место задержано». Сергей Прокофьев и Николай Малько в поисках абсолюта

Аннотация

Цель статьи — представить новые сведения о контактах Сергея Сергеевича Прокофьева и Николая Андреевича Малько. Погружение в материалы переписки композитора и дирижера, хранящиеся в Архиве Сергея Прокофьева (Columbia University, New York), обогащает картину русского и европейского музыкального искусства, расширяют круг творческих интересов обоих корреспондентов, добавляет новые черты в облик дирижера и композитора. Штрихи к портретам, любопытные обстоятельства и случаи из чьей-то жизни имеют не только познавательную ценность; они — слагаемые на пути к возникновению новых концептов развития музыкального искусства. Главную cодержательную нагрузку в переписке, в которую Прокофьев не слишком вовлечен эмоционально, несут письма Николая Малько. В них вырисовывается портрет музыканта с исключительно широким кругозором, для которого перфекционизм, интерес к различным сферам деятельности, стремление к постоянному обновлению были органичной чертой натуры. Именно в письмах Малько с его любовью рассказывать, с его воспоминаниями, с его историями о людях, глубокими музыкантскими наблюдениями концентрируется основная содержательность переписки.
В центре внимания обоих корреспондентов, чья карьера в Западной Европе развивалась успешно, — музыкальная жизнь в СССР. Обсуждаются ее привлекательные черты и трудности, которые пришлось и придется преодолевать. В переписке присутствуют деятели отечественного искусства, чиновники от музыки. В этих письмах возникает ведущая для Прокофьева тема новаторства. Малько не сразу сумел найти интерпретационный код к монтажному (или блочному) типу драматургии композитора, он стремился овладеть этим принципом. Среди сюжетов переписки также возмущение Малько огромным количеством ошибок в материалах «Бориса Годунова» в авторской редакции, а также и в прокофьевских сочинениях. Здесь — портрет-зарисовка Йожефа Сигети, этюд о Гайдне, сюжеты из частной жизни: часы для дочки Малько, которые нужно не только купить, но и провезти через советскую границу (Прокофьевым эта практика уже освоена); попытки помощи сестре Мясковского.
Содержание переписки дополняют мемуары супруги дирижера: они обновляют существующие знания о Прокофьеве и Малько. Так, среди рассказов Берты Малько — отношение Прокофьева к музыке Шостаковича и к опере «Леди Макбет Мценского уезда». 

Благодарности

Сердечное спасибо Сергею Святославовичу Прокофьеву и Юрию Николаевичу Малько за разрешение публиковать архивные документы, Юрию Николаевичу Малько — за неоценимую помощь в работе над историческими источниками. 

Использованная литература
  1. Андроников И. Л. Воспоминания о Большом зале // И. Л. Андроников. К музыке. М.: Советский композитор, 1992. С. 26–39.
  2. Богданов-Березовский В. Слушая звуковой фильм (в порядке постановки вопроса) // Рабочий и театр. 1933. № 24. С. 14–15.
  3. Малько Н. А. Воспоминания. Статьи. Письма // общ. ред. Л. Н. Раабена, сост. и автор примеч. О. Л. Данскер. Л.: Музыка, 1972. 383 с.
  4. Малько Н. Основы техники дирижирования / пер. с англ. Б. А. Малько. М.-Л.: Музыка, 1965. 219 с.
  5. Море С. Глазами друга // Сергей Прокофьев. Статьи и материалы / сост. и ред. И. В. Нестьев и Г. Я. Эдельман. Изд. 2, доп. и перераб. М.: Музыка, 1965. С. 371–378.
  6. Набоков В. Пьесы / сост., вст. ст. и коммент. И. Толстого. М.: Искусство, 1990. 287 с.
  7. Прокофьев С. С. Дневник: в 3 т. Ч. 1: 1907–1918. Париж: Serge Prokofiev Estate, 2002. 812 с.
  8. Прокофьев С. С. Дневник: в 3 т. Ч. 2: 1919–1933. Париж: Serge Prokofiev Estate, 2002. 890 с.
  9. С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский. Переписка / сост. М. Г. Козлова, Н. Р. Яценко. М.: Советский композитор, 1977. 600 с.
  10. Ростропович М. Л. Встречи с С. С. Прокофьевым // С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания. М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. С. 471–479.
  11. Эйзенштейн С. М. Из лекций о музыке и цвете в «Иване Грозном» // С. М. Эйзенштейн. Избранные произведения в шести томах. Т. 3. М.: Искусство, 1964. С. 591–610.
  12. Malko B. Memoires of the Friendship: from the journals of Berthe Malko / transl. and publ. by G. Malko // Three Oranges Journal. No. 16 (May 2008). P. 3–8. http://sprkfv.net/journal/three16/memories1.html.
  13. Malko N. A Certain Art / transl. and introd. article by G. Malko. New York: W. Morrow. 1966. 235 p.
  14. Mann N. Prokofiev’s 1935 Recordings // Three Oranges Journal. No. 6 (November 2003). P. 2. http://sprkfv.net/journal/three06/1935recordings.html.
  15. Nice D. Prokofiev: From Russia to West, 1918–1935. New Heaven and London: Yale University Press, 2003. XVI, 390 p.