Между совершенно живыми людьми и символическими фигурами. Прокофьев в поисках сюжета в 1920-х — первой половине 1930-х годов

Аннотация

Поиски сюжета С. Прокофьевым отражают широту его интересов: от библейских тем, космических мотивов — к историям с действующими условными фигурами из мира нотных знаков и предметов обыденности. Древние мифологемы, ассоциации с классическими сюжетами сочетаются в его замыслах с быстрым, увлекательным развитием действия, с приметами жанра детектива, с острым диалогом, яркими point-концовками.
Интерес композитора к роману М. Митчелл «Унесенные ветром» только на первый взгляд кажется удивительным. Мотивы романа органично включаются в контексты прокофьевского театра. Ситуации, сцены, отдельные персонажи, даже предполагаемые драматургические узлы «Унесенных ветром» встречаются в театральных сочинениях Прокофьева. Одна из архивных находок последних лет — набросок либретто под названием «Шахматы». Сюжет восходит к «Пиковой даме» и «Игроку», аккумулируя мотивы страсти к победе, жертвоприношения, безумия, возмездия. Фабула в значительной мере организована шахматной игрой, этим замысел Прокофьева предвосхищает роман В. Набокова «Защита Лужина». Шахматы воздействуют на структуру целого, определяют характер движущих сил конфликта, становятся символом жизни, строящей себя по принципам шахматной игры. Главные мотивы сюжета высокоассоциативны, имеют богатую «родословную» и изобилуют возможностями сценического воплощения. Фантастика «Шахмат» наследует романтической традиции, она неотделима от реальной, бытовой жизни. Набросок либретто предполагает характерные прокофьевские драматургические приемы: контрастные вкрапления, повторения коротких «ударных» фраз, внемузыкальные и внетекстовые приемы обогащения вокальной речи.

Благодарности

Сердечная благодарность Сергею Святославовичу Прокофьеву за разрешение опубликовать архивные материалы; старшему научному сотруднику сектора истории музыки Государственного института искусствознания МК РФ Светлане Анатольевне Петуховой

Использованная литература

1. Беседа с Прокофьевым / пер. с франц. Г. Рабиновича // Прокофьев о Прокофьеве: статьи, интервью / сост., текстологич. ред. и коммент. В. П. Варунца. М.: Советский композитор, 1991. С. 78–80.

2. В музыкальном кругу русского зарубежья. Письма к Петру Сувчинскому / публ., сопровожд. тексты и коммент. Е. Г. Польдяевой. Berlin: Osteuropa-Förderung, 2005. 463 с. (Zwischen Orient und Okzident; 7. Quellen und Studien zur russischen Musikgeschichte.)

3. Гладков А. К. Пять лет с Мейерхольдом // Мейерхольд: в 2 т. Т. II. М.: СТД РСФСР, 1990. С. 5–346. 

4. Мудрак С. А., Мерцалов А. В. С. С. Брюхоненко как создатель первого в мире аппарата искусственного кровообращения. 90 лет со дня первого использования аппарата искусственного кровообращения // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2016. № 4 (15). Т. 2 (декабрь). С. 135–140.

5. Прокофьев О. С. Мой отец, его музыка и я / [публ. Н. П. Савкиной] // Сергей Прокофьев, 1891–1991: Дневник, письма, беседы, воспоминания / сост. М. Е. Тараканов. М.: Советский композитор, 1991. С. 202–212.

6. Прокофьев С. С. Автобиография. Изд. 2-е, дополненное. М.: Советский композитор, 1982. 600 с. 

7. Прокофьев С. С. Дневник: в 2 ч. Ч. 1: 1907–1918. Ч. 2: 1919–1933. Париж: Serge Prokofiev Estate, 2002. 812, 890 с. 

8. Прокофьев С. С. Советский слушатель и мое музыкальное творчество // Прокофьев о Прокофьеве: статьи, интервью / сост., текстологич. ред. и коммент. В. П. Варунца. М.: Советский композитор, 1991. С. 126–128.

9. Прокофьев С. С., Мясковский Н. Я. Переписка / сост. и подгот. текста М. Г. Козловой, Н. Р. Яценко; коммент. В. А. Киселева; предисл. и указатели М. Г. Козловой. М.: Советский композитор, 1977. 600 с.

10. Савкина Н. П. Христианская наука в жизни С. С. Прокофьева // Научные чтения памяти А. И. Кандинского / ред.-сост. Е. Г. Сорокина, И. А. Скворцова. Науч. труды МГК. Сб. 59. М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Редакционно-издательский отдел, 2007. С. 241–256.

11. Сакун С. В. Превращение Медного Всадника в фигуру черного шахматного коня. (Или введение в проблему религиозно-философского высказывания в романе В. Набокова «Защита Лужина».) URL: http://sersak.chat.ru/Bronze%20Horseman.htm (дата обращения: 05.01.2023). 

12. Savkina N. P. The Significance of Christian Science in Prokofiev’s Life and Work // Three Oranges Journal. 2005. No. 10 (November). P. 19–24.