Статья посвящена малоизвестному в России произведению английского композитора Джона Тавенера «Апокалипсис» (1993). На материале этого масштабного сочинения исследуется возникший в наиболее ортодоксальный период творчества данного автора концепт звуковой иконы, прослеживается его генезис. Возможность понимания музыкального произведения как иконы осмысливается в свете учения Православной церкви. При этом сквозь призму религиозной догматики рассматривается соотношение свободы творчества и религиозного канона, допустимая мера присутствия автора в тексте сочинения на столь значимый религиозный сюжет. Анализируются разработанная Тавенером система выразительных средств, укорененная в апостольской традиции, и связь между иконописью, подлинной верой и аскетической практикой. В заключении предпринимается попытка обосновать принципиальную инаковость звуковых икон Тавенера по отношению к сочинениям современных ему отечественных и зарубежных авторов, написанных на тему Апокалипсиса и на другие библейские сюжеты. Напряженный религиозный поиск помогает Тавенеру выйти за пределы музыкальной изобразительности и подвести слушателя к пространству богообщения. Это удается композитору во многом благодаря особому обращению со временем.
1. Климент Александрийский. Строматы. Т. I–III / Подготовка текста к изданию, перевод с древнегреческого, предисловие и комментарии Е. В. Афонасина. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. 544, 336, 368 с. (Серия «Библиотека христианской мысли». Источники).
2. Насонов Р. А. Музыка как «феосис» (о религиозной концепции Джона Тавенера) // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2015. № 3. С. 72–85. https://elibrary.ru/item.asp?id=25924863.
3. Михайлов П. Б. Учение о зле в греческой патристике / Зло // Православная энциклопедия. Т. XX: Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь — Иверия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. С. 211–214.
4. Тарабукин Н. М. Смысл иконы. М.: Изд-во православного братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. 224 с.
5. Федотова Р. А. К вопросу о понятии канона в искусствоведческих и богословских исследованиях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 108 (2009). С. 175–180.
6. Флоренский П. А. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб.: МИФРИЛ; Русская книга, 1993. X, 365 с. (Классика искусствознания).
7. Флоровский Г. В. Византийские отцы V–VIII [вв.]: из чтений в Православном богословском институте в Париже. 2nd ed. YMCA-Press, 1990. 260 с.
8. Begbie J. S. Theology, Music and Time. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. XIV, 317 p. (Cambridge Studies in Christian Doctrine).
9. Dudgeon P. Lifting the Veil: The Biography of John Tavener. North Yorkshire: Pilot Productions, 2013. XVII, 270 p.
10. Graybill Ph. P. Icons in Sound: A Comparison of the Music of Sir John Tavener and the Iconography of the Eastern Orthodox Church. Mechanicsburg, Penn.: Messiah University, 2009.
11. Haydon G. John Tavener: Glimpses of Paradise. London: Victor Gollancz, 1995. 306 p.
12. Heumann E. An analysis of contrasting programmatic techniques in Éclairs sur l’Au-Delà by Olivier Messian and the Apocalypse by John Tavener: Ph.D. Gainesville: University of Florida, 2022. 191 p.
13. Knotek J. The Key to Understanding Revelation. Canton, MI: Zoe Life, 2014.
14. Miklaszewska J. The Idea of an ‘Icon in Sound’ in the Works of John Tavener // Liturgia Sacra. Vol. 57 (2021). No. 1. P. 217–231. https://doi.org/10.25167/ls.3934.
15. Miller M. Tavener’s ‘Apocalypse’ // Tempo. New Series. No. 191 (December 1994). P. 32–33. https://www.jstor.org/stable/945597.
16. Pappenheim M. Revelations on a D String. Mark Pappenheim on the Greek performance of John Tavener’s obsessive, surreal and shimmering Apocalypse // The Independent. November 10, 1995. URL: https://www.independent.co.uk/arts-entertainment/music/revelations-on-ad-string-1581233.html (дата обращения: 21.03.2024).
17. Pysh G. M., Tavener J. Icon in Sound: An Interview with Sir John Tavener // The Choral Journal. Vol. 54. No. 10 (May 2014). P. 18–23. https://www.jstor.org/stable/43051951.
18. Tavener J. The Music of Silence: A Composer’s Testament / ed. by B. Keeble. London: Faber & Faber, 1999. XIV, 210 p.