Бах — аполлонический? Six Concerts avec plusieurs instruments как смысловое единство

Аннотация

Автор рассматривает «Бранденбургские концерты» И. С. Баха как собрание музыки, выражающее систему представлений композитора о древнем и современном искусстве, гармонии мира и общества, религиозных основах человеческой жизни. Проанализированы существующие аргументы «за» и «против» целостности цикла, представления о мотивах его создания. Основная гипотеза статьи состоит в том, что порядок расположения концертов внутри собрания тщательно продуман Бахом, а все трудно объяснимые особенности отдельных произведений (такие как характер использования малой скрипки в Первом концерте, выбор в пользу барочной трубы in F во Втором, двухчастная структура Третьего, необычные функции концертирующих инструментов в Четвертом и в Пятом, отсутствие внешних эффектов в Шестом) продиктованы особым замыслом композитора.

Использованная литература

1. Волов Д. И. Risposte d’Ecco у Баха: от художественного к сакральному // Музыка и проповедь. К интерпретации наследия И. С. Баха. М., 2006. С. 110–120. (Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского; сб. 56).
2. Гардинер Дж. Э. Музыка в Небесном Граде: Портрет Иоганна Себастьяна Баха / перевод с англ. Р. Насонова и А. Андрушкевич. М.: Rosebud Publishing, 2019. 928 с.
3. Друскин М. С. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1982. 383 с. (Классики мировой музыкальной культуры).
4. Иоганн Себастьян Бах. Жизнь и творчество: Собрание документов / сост. Х.-Й. Шульце, пер. В. Ерохин, науч. конс. Т. Шабалина. Санкт-Петербург: Издательство имени Н. И. Новикова, 2009. 600 с.
5. Литвинова Ю. А. «Античные» музыкальные инструменты в интермедиях на свадьбу Козимо I де Медичи и Элеоноры Толедской (1539) //  Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 2. С. 66–102.
6. Сапонов М. У англичан — «пересмешник трубы», у Телемана — партнер кларнета (к истории шалюмо) //  Старинная музыка. 2002. № 1. С. 14–16.
7. Сапонов М. Утраченный голос в интерпретациях музыки Баха: corno da caccia // Opera Musicologica. 2010. № 1 [3]. С. 6–17.
8. Сапонов М. Себастьян Бах: Хоралы Святому Духу (Лейпцигская органная рукопись). М.: НИЦ «Московская консерватория», 2015. 200 с.
9. Холопов Ю. Н. Концертная форма у И. С. Баха // О музыке. Проблемы анализа. М.: Советский композитор, 1974. С. 119–149.
10. Böhmer K. Bachs mythologisches Geheimnis: Philip Pickett, Reinhard Goebel und das verborgene Programm der Brandenburgischen Konzerte //  Concerto: Das Magazin für Alte Musik. Jg. 12 (1995). Nr. 109. S. 15–17.
11. Boyd M. Bach: The Brandenburg Concertos. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. X, 111 p.
12. Brown N. A. About the Program. Johann Sebastian Bach, Brandenburg Concertos (ca. 1721) // The Library of Congress. Coolidge Auditorium. Tuesday, February 4, 2014 —  8 pm. Freiburger Barockorchester. Library of Congress, 2014. P. 3–12.
13. Dirksen P. The Background to Bach’s Fifth Brandenburg Concerto // The Harpsichord and Its Repertoire: Proceedings of the International Harpsichord Symposium Utrecht 1990 / ed. by P. Dirksen. Utrecht: STIMU Foundation for Historical Performance Practice, 1992. P. 157–185.
14. Geck M. Gattungstraditionen und Altersschichten in den Brandenburgischen Konzerten // Die Musikforschung. Jg. 23. H. 2 (April/Juni 1970). S. 139–152.
15. Geck M. Köthen oder Leipzig? Zur Datierung der nur in Leipziger Quellen erhaltenen Orchesterwerke Johann Sebastian Bachs // Die Musikforschung. Jg. 47. H. 1 (Januar–März 1994). S. 17–24.
16. Glöckner A. „In Gott sanft und selig entschlafen“ — Johann Sebastian Bachs Ende // Научный вестник Московской консерватории. 2021. № 1. С. 118–137.
17. Guillén D. The Trumpet in the Work of Johann Sebastian Bach // TrumpetMagazine.online, 14 March 2019. URL: https://trumpetmagazine.online/en/the-trumpet-in-the-work-of-johann-sebastian-bach/ (дата .обращения: 08.03.2021).
18. Hofmann Kl. Alte und neue Überlegungen zu Bachs Brandenburgischen Konzerten und besonders zu den Flötenpartien des vierten Konzerts // Bach-Jahrbuch. Jg. 105 (2019). S. 99–122.
19. Humphreys D. Review: The Social and Religious Designs of J. S. Bach’s Brandenburg Concertos by Michael Marissen. Bach Perspectives I by Russell Stinson //  Journal of the Royal Musical Association. Vol. 122. No. 1 (1997). P. 127–132.
20. Lasocki D. Paisible’s Echo Flute, Bononcini’s Flauti Eco, and Bach’s Fiauti d’Echo // The Galpin Society Journal. Vol. 45 (Mar., 1992). P. 59–66.
21. Leaver, Robin A. Number Associations in the Structure of Bach’s “Credo, BWV, 232” // Bach. Vol. 7. No. 3 (July, 1976). P. 17–24.
22. Lee, Daniel S. The Violino Piccolo in the Leipzig Orbit, 1650–1750: DMA Thesis. University of Connecticut, 2017. IX, 227 p.
23. Leonard, Michael F. Bach as Humanist: The Influences of the Classics and Court Aesthetics on the Design of the Six Brandenburg Concertos, BWV 1046–1051: DMA Dissertation. Urbana, Illinois: University of Illinois at Urbana-Champaign, 2015. XX, 280 p.
24. Marissen M. Relationships Between Scoring and Structure in the First Movement of Bach’s Sixth Brandenburg Concerto // Music & Letters. Vol. 71. No. 4 (Nov., 1990). P. 494–504.
25. Marissen M. On Linking Bach’s F-Major Sinfonia and His Hunt Cantata // Bach. Vol. 23. No. 2 (Fall/Winter, 1992). P. 31–46.
26. Marissen M. J. S. Bach’s Brandenburg Concertos as a Meaningful Set // The Musical Quarterly. Vol. 77. No. 2 (Summer, 1993). P. 193–235.
27. Marissen M. The Social and Religious Designs of J. S. Bach’s Brandenburg Concertos. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1995. XII, 150 p.
28. Pickett Ph. Johann Sebastian Bach. Brandenburg Concertos. A New Interpretation: Annotation // Johann Sebastian Bach. 6 Brandenburg Concertos. New London Consort. Philip Pickett. London: The Decca Record, L’OISEAU —  LYRE, 440 675–2, 1994. P. 7–16.
29. Rampe S., Zapf M. Neues zu Besetzung und Instrumentarium in Joh. Seb. Bachs Brandenburgischen Konzerten Nr. 4 und 5 //  Concerto: Das Magazin für Alte Musik. Jg. 14 (1997). Nr. 129. S. 30–38 (Teil 1); und Jg. 15 (1998). Nr. 130. S. 19–22 (Teil 2).
30. Reyne H. «Our» Brandenburg Concertos: Annotation // Johann-Sebastian Bach (1685–1750). Concertos brandebourgeois. «Six Concerts avec plusieurs instruments». La Simphonie du Marais, 2015. P. 22–23.
31. Rust W. Vorwort // Johann Sebastian Bachs Werke. Bd. 19: Joh. Seb. Bachs Kammermusik. Dritter Band /  hrsg. von der Bach-Gesellschaft zu Leipzig. Leipzig, 1871. S. XIII–XVIII.
32. Schulze H.-J. Johann Sebastian Bachs Konzerte — Fragen der Überlieferung und Chronologie // Bach-Studien 6: Beiträge zum Konzertschaffen Johann Sebastian Bachs / hrsg. von P. Ahnsehl, K. Heller und H.-J. Schulze. Leipzig, Breitkopf & Härtel, 1981. S. 9–26.
33. Spitta Ph. Johann Sebastian Bach. Erster Band. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1873. XXVIII, 856, 6 S.
34. Talbot M. Review: The Social and Religious Designs of J. S. Bach’s Brandenburg Concertos. By Michael Marissen // Music & Letters. Vol. 77. No. 3 (Aug., 1996). P. 466–469.
35. Wolff Chr. Bach’s Musical Universe: The Composer and His Work. W. W. Norton, 2020. 432 p.
36. Wollny P. Sex Konzerte auf der Suche nach Form: Annotation // Johann Sebastian Bach. Brandenburg Concertos. Freiburger Barockorchester. Harmonia Mundi, HMC 902176.77, 2014. P. 16–19.