Балет «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» Н.Н.Каретникова в контексте европейской культурной традиции

Аннотация

В статье подробно рассматриваются содержание и партитура балета Н. Каретникова «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». На основе нотных материалов — изданного клавира и двух авторских рукописей партитуры, а также эпистолярного наследия композитора, раскрываются особенности содержания балета, отразившего в себе мотивы старинной карнавальной традиции. В концепции музыки балета были претворены особенности художественного мышления, сформировавшегося под влиянием неклассического направления западноевропейской культуры, к которому относятся такие творческие системы, как симфоническая концепция Г. Малера, полифонический роман Ф. М. Дос тоевского и додекафонная техника композиции А. Шёнберга. Также в исследовании раскрываются особенности претворения карнавальных мотивов в кинофильме «Скверный анекдот» (реж. А. Алов и В. Наумов), музыкальной основой которого стали фрагменты партитуры балета «Крошка Цахес».

Использованная литература

1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Книга первая и вторая. Л.: Издательство «Музыка», Ленинградское отделение, 1971. 376 с.

2. Барсова И. А. Симфонии Густава Малера. Изд. 2‑е. СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2010. 584 с.

3. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. М.: AUGSBURG, 2002. 167 с.

4. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 544 с.

5. Бэлза И. Сказочный мир Гофмана // Советский балет. 1983. № 5. С. 24–26.

6. Валькова В. Б. Микротематизм: метаморфозы и научные ресурсы музыковедческого понятия // Музыкальная академия. 2019. № 3. С. 198–217.

7. Голубева А. Освобождение от двоемыслия: Интервью с Н. Каретниковым / Огонек. 1990. № 1. С. 15–17.

8. Гофман Э. Т. А. Крошка Цахес по прозванию Циннобер. М.: ЭКСМО, 2008. 114 с.

9. Григорьева Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины ХХ века. 50 — 80‑е годы. М.: Советский композитор, 1985. 208 с.

10. Густав Малер. Письма. 1875–1911. СПБ.: Издательства имени Н. И. Новикова, 2006. 896 с.

11. Достоевский Ф. М. Скверный анекдот // Полное собрание сочинений Ф. М. Достоевского. СПб.: Типография Ф. Стелловского, 1865. С. 174–192.

12. Каретников Н. Н. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер. Балет в двух действиях. Клавир. М.: «Советский композитор», 1988. 96 с.

13. Каретников Н. Н. Темы с вариациями: [воспоминания]. М.: Всесоюзное творческо‑производственное объединение «Киноцентр», 1990. 108 с.

14. Каретников Н. Н. Темы с вариациями: рассказы. М.: Астрель; CORPUS, 2011. 272 с.

15. Луцкая Е. И фее пришлось раскаяться // Театральная жизнь. 1983. № 12.

16. Протопопов В. В. Вариационные процессы в музыкальной форме. М.: Музыка, 1967. 151 с.

17. Рыцарева М. С непримиримостью к обывателю // Советская музыка. 1984. № 10. С. 45–47.

18. Савенко С. Ассоциация современной музыки: второй опыт на русской почве // Музыка ХХ века. Московский форум: Научные труды МГК. Сб. 25. М.: Московская консерватория, 1999. С. 45–51.

19. Селицкий А. Я. Николай Каретников. Выбор судьбы. М.: Издательство «Композитор», 2011. 336 с.

20. Соколов А. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. М.: Музыка, 1992. 230 с.

21. Тараканов М. Апология непризнания // Советская музыка. 1990. № 7. С. 6–13.

22. Теория современной композиции. М.: Музыка, 2005. 624 с.

23. Тильман И. О додекафонном методе композиции // Советская музыка. 1958. № 11. С. 119–126.

24. Фомин В. Полка. М.: Научно‑исследовательский институт киноискусства, 1992. 173 с.

25. Шнитке А. Полистилистические тенденции в современной музыке // Холопова В. Н., Чигарева Е. И. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. М.: Советский композитор, 1990. С. 327–331.

26. Шнитке А. Klangfarbenmelodie — «мелодия тембров» // Оркестр. Инструменты. Партитура. Вып. 1: Научные труды Московской консерватории. Сб. 44. М. Московская консерватория, 2003. С. 185–188.

27. Die Bosheiten des Klein Zack mit Phantasie und Humor vertanzt // Hannoversche Allgemeine Zeitung. S. 5.

28. Keil W. Die Aktualität E. T. A. Hoffmanns in Musik und Tanz des 20. Und 21. Jh.s // E. T. A. Hoffmann. Handbuch. Leben — Werk — Wirkung / hrsg. von C. Lubkoll, H. Neumeyer. Verlag J. B. Metzler, 2015. S. 424.

29. Krebs D. Gustav Mahlers Erste Symphonie. Form und Gehalt. München, Salzburg: Katzbichler, 1997. 69 S.

30. Lenk R. Getanztes Märchen. E. T. A. Hoffmanns Klein‑Zaches als Ballett in Hannover // Das Ostpreußenblatt. 14 März 1970. S. 5.