В статье характеризуется показательная особенность, которая присуща эволюции жанров мюзикла и киномюзикла на протяжении 1970–2000-х годов. Речь идет о процессе постепенного сближения названных массовых жанров с академическими (особенно с оперой). Этому способствуют многообразные «диалоги» (сопряжения и взаимодействия), которые достигают кульминации в творчестве анализируемого композитора Э. Ллойда-Уэббера (род. 1948). Автор статьи обращается к произведениям Ллойда-Уэббера, в которых существенное место принадлежит упомянутым «диалогам» с наследием Р. Вагнера и Дж. Верди: рок-опере «Эвита» (1978) и мюзиклу «Призрак оперы» (1986), а также к соответствующим киноэкранизациям (1996 и 2004, режиссеры А. Паркер и Дж. Шумахер). В частности, выявляются наиболее значимые переклички указанных сочинений с операми «Летучий голландец», «Закат богов» (на уровне концепционного замысла целого и важнейших сцен), «Лоэнгрин», «Травиата», «Трубадур», «Дон Карлос» (драматургические, жанровые, стилистические параллели, интонационно-тематическое родство).
1. Андрущенко Е. Ю. Эндрю Ллойд-Уэббер и «музыка из бывшего СССР»: у истоков «третьего направления» // Южно-Российский музы кальный альманах. 2014. № 4. С. 40–50.
2. Андрущенко Е. Ю. Мюзиклы Э. Ллойда-Уэббера конца 1960–1980‑х годов: Сюжеты. Жанр. Стилистика: исследование. Ростов-на-Дону: Книга, 2007. 243 с.
3. Андрущенко Е. Ю. Новая ипостась шалюмо (об интертекстуальных параллелях к мюзиклу «Призрак Оперы» Э. Ллойда-Уэббера) // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 1. С. 92–99.
4. Емельянова И. А. «Призрак Оперы» [Э. Ллойда-Уэббера] // Великие мюзиклы мира: Популярная энциклопедия / под ред. И. Н. Воробьевой. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. С. 595–620.
5. Жабинский К. А. О синтезе искусств в не академических разновидностях оперного театра ХХ века // Оперный театр: вчера, сегодня, завтра: сб. ст. / ред.-сост. А. М. Цукер. Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, 2010. С. 323–339.
6. Кузнецова М. А. «Призрак Оперы» (о фильме Дж. Шумахера) [Электронный ресурс] // URL: http://www.vostokinform.ru/antik/films/3458.html (дата обращения:12.05.2013).
7. Левик Б. В. Рихард Вагнер. М.: Музыка, 1978. 448 с.
8. Леру Г. Призрак Оперы; Заколдованное кресло: романы. СПб.: Азбука-классика, 2004. 480 с.
9. Макларен Л. Мадонна: [биографический очерк.] Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 320 с.
10. Парин А. В. Мастер пения Пласидо Доминго // Доминго П. Мои первые сорок лет. М.: Радуга, 1989. С. 5–13.
11. Соловцова Л. А. Джузеппе Верди: [монография.] Изд. 2‑е, доп. и перераб. М.: Музыка, 1966. 676 с.
12. Черкашина-Губаренко М. Р. Какого Спасителя мы ожидаем? (Три новых сценических прочтения «Лоэнгрина» Р. Вагнера») // Музы кальный театр: искусство, социум, бизнес: К 200‑летию со дня рождения Дж. Верди и Р. Вагнера: сб. науч. ст. / ред.-сост. А. В. Крылова. Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, 2014. С. 7–25.
13. Шокина И. Е. Эва Дуарте Перон // Вопросы истории. 1998. № 4. С. 58–71.
14. Beaufort J. An Opera-Style Musical from Lloyd Webber // Christian Science Monitor. 1990. 30 April. Р. 2–3.
15. Hudson E. Moulin Rouge! and the Boundaries of Opera // The Opera Quarterly. 2011. Vol. 27. No. 2–3. P. 256–282.
16. Lloyd Webber A., Rice T. Synopsis // Lloyd Webber A., Rice T. Evita: Musical excerpts. Complete libretto from the opera based on the life story of Eva Peron (1919–1952). L.: Music Sales Ltd., 1977. P. 68.
17. Walsh M. Andrew Lloyd Webber: His Life and Works: A Critical Biography. L.: Viking,
1997. 240 p.