Гамбургский архив П. Н. Мещанинова в Научно-музыкальной библиотеке Московской консерватории

Аннотация

Отдел редкостей Научно-музыкальной библиотеки имени Танеева располагает уникальным рукописным архивом Петра Николаевича Мещанинова (1944–2006) — оригинального теоретика музыки, пианиста и дирижера. Материалы архива связаны преимущественно с музыкально-теоретическими изысканиями, которые, несмотря на неоднократные попытки их автора, не привели к окончанию задуманного труда в готовой для издания форме. Между тем музыкально-числовые идеи Мещанинова оказали определенное влияние на творчество его супруги С. А. Губайдулиной, а также были подхвачены и реферированы в трудах Ю. Н. Холопова и В. С. Ценовой. Даже предварительная характеристика архива дает представление об одаренной и своеобразной личности музыканта и о времени его творческого становления, которое незаметно стало ближайшим прошлым.

Использованная литература

1. Арановский М. Г. Теоретическая концепция Б. Л. Яворского // Музыкально-теоретические системы ХХ века / ред.-сост. М. Г. Арановский. М.: Государственный
институт искусствознания, 2011. С. 56–57.

2. Двоскина Е. М. Неизвестная статья Петра Мещанинова // Наследие. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. С. 590–595.

3. Двоскина Е. М., Лыжов Г. И. Мещанинов П. Н. // Большая Российская энциклопедия: в 35 т. Т. ХХ. М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. С. 203.

4. Крейчи С. Моя АНСиана // У истоков электронной музыки. Евгений Мурзин. Воспоминания о Е. А. Мурзине / Мурзин Е. А. О природе и закономерностях эстетического восприятия и путях становления электронной музыки и цвета. М.: Композитор, 2008. С. 13.

5. Лыжов Г. И. Памяти выдающегося русского музыкального деятеля Петра Николаевича Мещанинова [текст буклета] // Piotr Meshchaninov, piano. CD WCD-00257. М.: Vista Vera, 2015. С. [4–6].

6. Лыжов Г. И. О теоретической концепции П. Н. Мещанинова. Опыт типологической характеристики // Проблемы художественного творчества. Саратов: Саратовская консерватория имени Л. В. Собинова, 2011. С. 58–63.

7. Мещанинов П. «Прикасаясь к Баху, мы заставляем звучать весь объем нашей музыкальной истории» (беседа с А. Хитруком) // Интерпретация клавирных сочинений Баха. Сборник трудов ГМПИ имени Гнесиных № 109. М.: ГМПИ имени Гнесиных, 1990. С. 158–162.

8. Мещанинов П. Н. Функциональность в музыке // Точные методы и музыкальное искусство (материалы к симпозиуму). Ростов: Ростовский-на-Дону государственный университет, 1972. С. 49–50.

9. Мещанинов. П., Холопов Ю. Электронная музыка // Музыкальная энциклопедия:
в 6 т. Т. VI. М.: Советская энциклопедия, 1982. Кол. 515–517.

10. Насонов Р. А. «Универсальная музургия» Афанасия Кирхера. Музыкальная наука в контексте музыкальной практики раннего барокко: дис. … канд. иск. М.: Московская гос. консерватория, 1996. 499 с.

11. Смирнов А. И. Пионеры искусства звука в России // Сто лет русского авангарда. М.: Московская консерватория, 2014. С. 182–185.

12. Хитрук А. Незавершенный гений // Музыкальная академия. 2007. № 1. С. 188–189.

13. Холопов Ю. Н. Русское теоретическое музыкознание ХХ века. А. Ф. Лосев, Б. В. Асафьев, П. Н. Мещанинов // История современной отечественной музыки / ред.-сост. Е. Б. Долинская. Вып. 3. М.: Музыка, 2001. С. 551–616.

14. Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. [М.: Музыка, 1988.] СПб.: Лань, 2003. 544 с.

15. Холопов Ю. Н. Музыкально-теоретические системы. Программа. М.: Музыка, 1982. С. 54–56.

16. Ценова В. С. Из «Эволюционной элементарной теории музыки» Петра Мещанинова // Жизнь на взлете. М.: Музиздат, 2010. С. 74–81. (Русскоязычный вариант главы из монографии: Zenova V. Zahlenmystik in der Musik von S. Gubaidulina. Hamburg: Sikorsky, 2001.)