Искусство музыки и vanitas

Аннотация

Слова из Книги Экклезиаста о «суете сует» (vanitas) представлены в статье как одна из важных духовных тем западноевропейского искусства XVI–XVIII веков, размышления над которой объединили художников и музыкантов, протестантов и католиков, итальянцев и жителей северных стран Европы. Объясня­ется эмблематика живописных полотен, очерчивается круг сюжетов, связанных с мыслью о бренности бытия. Особое внимание уделено канонам Яна Питерсзона Свелинка на текст Vanitas vanitatum: радикаль­ный пессимизм автора библейской Книги не был близок великому композитору; его вера в спасительную силу музыки, отрешающую человека от суеты жизни, оправдывала труд музыканта и придавала ему смысл в собственных глазах мастера и в глазах его многочисленных учеников.

Использованная литература

1. Аверинцев С. С. Собрание сочинений: в 4 т. / под ред. Н. П. Аверинцевой и К. Б. Сигова.
[Т. 4]. София-Логос. Словарь. К.: ΔУХ Ι ΛΙΤЕРA, 2006. 912 с.

2. Коклико, Адриан Пети. Compendium Musices (1552) / публикация, перевод, исследование
и комментарии Н. И. Тарасевича. М.: Московская гос. консерватория имени П. И. Чай-
ковского, 2007. 484 с.

3. Лотман Ю. М. Натюрморт в перспективе семиотики // Вещь в искусстве: материалы на-
учной конференции / под общей ред. И. Е. Даниловой. М.: Советский художник, 1986.
С. 6–14. (Випперовские чтения-84, вып. 17).

4. Никулин Н. Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. 2-е изд., пересмотренное
и дополненное. М.: АСТ, 1999. 288 с.

5. Попова Е. О. Ян Свелинк и его школа: теория и практика музыкальной композиции.
Дисс. … канд. искусствоведения: в 3 т. М.: Московская государственная консерватория
имени П. И. Чайковского, 2005. 919 с.

6. Сененко М. С. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Собрание живописи. Голландия. XVII–XIХ века. М.: Галарт, 2000. 500 с.

7. Bergström I. Dutch Still-Life Painting in the Seventeenth Century / Transl. by Ch. Hedström
and G. Taylor. L.: Faber & Faber, 1956. XIX, 330 р.

8. Mercantini A. Il Trionfo del Tempo e del Disinganno. Benedetto Pamphilj e la vanitas // Vanitas:
Lotto, Caravaggio, Guercino nella collezione Doria Pamphilj / ideazione e coordinamento di
M. Floridi, cataloga a cura di A. Mercantini. Milano: Silvana Editoriale, 2011. P. 45–53.

9. Sinagra F. R. Introduzione // Vanitas: Lotto, Caravaggio, Guercino nella collezione Doria
Pamphilj / ideazione e coordinamento di M. Floridi, cataloga a cura di A. Mercantini. Milano:
Silvana Editoriale, 2011. P. 10–12.

10. Stagno L. Vanitas e santità. Maddalena, beata peccatrix, speculum poenitentiae // Vanitas: Lotto,
Caravaggio, Guercino nella collezione Doria Pamphilj / ideazione e coordinamento di M. Floridi,
cataloga a cura di A. Mercantini. Milano: Silvana Editoriale, 2011. P. 21–34.

11. Sweelinck J. P. Composition Regeln Herrn M. Johan Peterssen Sweling / Naar drie duitsche
bronnen bewerkt en voor het eerst uitgegeven met inleding en aanteekeningen door Dr.
H. Gehrmann // Werken van Jan Pieterszn Sweelinck. Deel X. Uitgegeven door Dr. M. Seiffert.
Vereeniging voor Noord-Nederlands muziekgeschiedenis. ’s-Gravenhage: Nijhoff; Lpz.: Breitkopf
und Härtel, 1901. VI, 106 p.

12. Vis J. Sweelinck and the Reformation // Sweelinck Studies: Proceedings of the International
Sweelinck Symposium, Utrecht, 1999 / ed. by P. Dirksen. Utrecht: STIMU (Foundation for
Historical Performance Practice), 2002. Р. 39–54.