К истории мелодических ударных инструментов. Азиатские предки ксилофона (металлофона) и функционально близкие ему инструменты

Аннотация

Предыстория практически вышедших из практики и ныне возрождаемых инструментов типа ксилофона в Азии восходит к 4–3 тыс. до н. э. Приблизительно со второй половины 1 тыс. до н. э. в разных регионах Азии развитие мелодических инструментов типа ксилофона (включая литофоны и металлофоны, согласно классификации К. Закса и Э. М. фон Хорнбостеля) сопровождалось неким «шлейфом» сопутствующих мелодических ударных инструментов: в первую очередь, это наборы звучащих чаш (керамические и бронзовые), наполняемые водой, позднее — наборы гонгов определенного строя. Функции и сферы применения этих инструментов во многом совпадали. Рассеянные по разным источникам сведения позволили провести сопоставление (где возможно — синхронное) аналогичных древних инструментов разных стран и регионов Азии, несмотря на разную степень изученности этих инструментов и их отдаленность от нас во времени. Так, ксилофон-металлофон фансян (в статье ему уделено особое внимание), вопреки общепринятому в европейском инструментоведении мнению о том, что ксилофоны не играли большой роли в музыке Восточной Азии, просуществовал в Китае свыше тысячелетия; он имеет свою иконографию и посвященную ему литературу, в то время как об аналогичных инструментах Индии и Персии (Ирана) имеются поздние и зачастую скудные сведения. Но через многие сотни лет история фансяна продолжилась в ином культурном контексте.
Сравнительное описание предков современного ксилофона позволило представить общую картину разных цивилизационных взаимовлияний в Азии, начиная 
с глубокой древности, обнаружить преемственность традиций, пусть и «отсроченную», отложенную во времени, и обозначить пути формирования некоего общего инструментального фонического культурного ареала, охватывающего Восточную, Юго-Восточную, Центральную и Западную Азию.

Использованная литература

1. Агаева С. Об особенностях вокально-инструментальной музыки Средневекового Востока и инструментального мугама // Вестник Казахской национальной консерватории им. Курмангазы. 2016. № 2 (11). C. 6–16.

2. Бычков В. Н. Музыкальные инструменты. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. 176 с.

3. Воробьева Д. Звучащая архитектура средневековых индийских храмов // Вестник культуры и искусства. 2023. № 1 (73). С. 62–68.

4. Герцман Е. В. Гонг (часть статьи) // Музыкальные инструменты. Энциклопедия / гл. ред. М. В. Есипова. М.: Дека-ВС, 2008. С. 168.

5. Герцман Е. В. Оксбюафы // Музыкальные инструменты. Энциклопедия / гл. ред. М. В. Есипова. М.: Дека-ВС, 2008. С. 410–411.

6. Демин А. Г. Музыкальные инструменты монголов в эпоху Великой империи (XIII– XIV вв.): Уч. пособие. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2000. 45 с.

7. Дорошкевич А. Н. Звон в била — древняя традиция на Руси. 2012. URL: http://drevoroda.ru/interesting/articles/2514/1289.html (дата обращения: 22.02.2024).

8. Есипова М. В. Фансян // Музыкальные инструменты. Энциклопедия / гл. ред. М. В. Есипова. М.: Дека-ВС, 2008. С. 619.

9. Есипова М. В. Моккин // Традиционная японская музыка. Энциклопедия. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. С. 165–166.

10. Есипова М. В. Чашеобразные колокола. Историко-географический экскурс // Вопросы инструментоведения: исследовательская серия / отв. ред. И. В. Мациевский. Вып. 12. СПб.: РИИИ, 2020. С. 484–501.

11. Захаров И. И. Полный маньчжурско-русский словарь. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1875. 1233 c.

12. Музыкальные инструменты Китая. Иллюстрированный очерк / авторизованный пер. с кит. под ред. и с доп. И. З. Алендера. М.: Гос. Муз. издат., 1958. 51 с.

13. Наджафзаде А. И. Изобретенный А. Марагалы музыкальный инструмент альвах был реставрирован // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 6. С. 248–250.

14. Сафарова З. Абдулгадир Марагаи. Баку: Тебриз, 1997.

15. Цзо Чжэньгуань, Есипова М. В. Юньло // Музыкальные инструменты. Энциклопедия / гл. ред. М. В. Есипова. М.: Дека-ВС, 2008. С. 718–719.

16. Чэнь Цзэкан. Китайские ударные инструменты: происхождение и типология // Искусство и экономика: Материалы международной научно-практической конференции. М.: Научная библиотека, 2019. С. 32–43.

17. Badagnani D. Musical instrument: ji ou. URL: https://earlychinesemusic.blogspot. com/2022/09/musical-instrument-ji-ou.html (дата обращения: 22.02.2024).

18. Badagnani D. Musical instrument: fangxiang. URL: https://earlychinesemusic.blogspot. com/2023/04/musical-instrument-fangxiang.html (дата обращения: 22.05.2023).

19. Blades J. Percussion Instruments and their History. 4th ed. Westport, Conn.: The Bold Strummer, 1992. 513 p.

20. Blench R. From Vietnamese Lithophones to Balinese Gamelan: A History of Tuned Percussion in the Indo-Pacific Region // Indo-Pacific Prehistory Association Bulletin. Vol. 26 (2007): Papers from the Taipei and Manila Congresses. P. 48–61. URL: https://www.rogerblench.info/Ethnomusicology/Papers/Asia/General/Blench%20 published%20version%20BIPPA%202006.pdf (дата обращения: 22.02.2024).

21. Buddhist Iconography in the Butsuzōzui of Hidenobu / trans. and ed. by A. Khanna. New Delhi: D.K. Printworld, 2010. XIV, 234 p., 825 line-drawings.

22. Deva B. C. Classification of Indian Musical Instruments // Indian Music: A Perspective / ed. by G. Kuppuswamy, and M. Hariharan. Delhi: Sundeep Prakashan, 1980. P. 53–179.

23. Day C. R. The Music and Musical Instrument of Southern India and The Deccan. London: Adam & Charles Black, 1891. XVI, 173 p.

24. Farmer H. G. The Origin of the Arabian Lute Rebec // The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. 1930. No. 4 (October). P. 767–783.

25. Farmer H. G. The Music of Islam // The New Oxford History of Music. Vol. 1: Ancient and Oriental Music / ed. by E. Wellesz. London: Oxford University Press, 1957. Р. 421–477.

26. Garfias R. Music of a Thousand Autumns: The Tōgaku Style of Japanese Court Music. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1975. X, 322 p.

27. Grosset J. Inde // Encyclopédie de la musique et dictionnaire du Conservatoire. Premiere partie. L’Histoire de la musique. Т. I: Antiquité, Moyen-Age. Paris: Delagrave, 1921. P. 257–376.

28. Gunji S. Making of Short-necked Lutes // Regional Traditions in Instrument Making: Challenges to the Museum Community / ed. by M. Elste, E. Fontana and J. Koster. Leipzig/Halle (Saale), 1999. P. 56–61. (CIMCIM Publication. No. 4).

29. Jafari N. Z. Melodic Idiophones in Persian Music History through the Islamic Era // Scholars Journal of Arts, Humanities and Social Sciences. Vol. 3. Issue 6 (June 30, 2015). P. 1169–1173.

30. Jani Kalpesh. Sangeet Aarohee — An Essential Study of Hindustani Classical Music. Mumbai: BecomeShakespeare.com, 2019. 342 p.

31. Korean Music and Instruments / comp. and ed. by Lee Hye-gu, trans. by A. C. Heyman. Seoul: The National Classical Music Institute of Korea, 1986. 54 p.

32. Kothari K. S. Indian Folk Musical Instruments. New Delhi: Sangit natak akademi, 1968. 99 p.

33. Krishnaswamy S. Musical instruments of India. Delhi: Publications Division Ministry of Information and Broadcasting Government of India, 1967. 102 p.

34. Kunst J. Hindu-Javanese Musical Instruments. 2nd ed. The Hague: Matinus Nijhoff, 1968. XII, 156 p.

35. Malm W. P. Chinese Music in the Edo and Meiji Periods in Japan // Asian Music. Vol. 6. No. 1/2: Perspectives on Asian Music: Essays in Honor of Dr. Laurence E. R. Picken (1975). P. 147–172. https://doi.org/10.2307/833846.

36. Pätzold U. U. The “Talempong batu” Litophone of Talang Anau (West Sumatra). Part 1 // Proceedings of the 4th Symposium: ICTM Study Group on the Performing Arts of Southeast Asia / ed. by P. Matusky and W. Quintero. Penang, Malaysia: Universiti Sains Malaysia Press, 2017. P. 111–113.

37. Relief Carvings from a Funerary Couch // MIHO MUSEUM Official Website. URL: https://www.miho.jp/booth/html/artcon/00000432e.htm (дата обращения: 22.02.2024).

38. Sambamoorthi P. Catalogue of Musical Instruments: Exhibited in the Government Museum, Chennai. Chennai: Government Museum, 1930. 48 p.

39. Sachs C. Die Musikinstrumente Indiens und Indonesiens. Berlin: Königlichen Museen. Zugleich eine Einführung in die Instrumentenkunde. Berlin: De Gruyter, 2013 [1915]. 195 S. (Handbücher der Staatlichen Museen zu Berlin. Bd. 15).

40. Scholes P. The Oxford Companion to Music. 9th ed. Oxford: Oxford University Press, 1956. LX, 1195 p.

41. Shayestehfar M., Asadi H. Musical Instruments in Timurid Paintings: An Organological Approach // The Journal of Humanities. Vol. 9. No. 3 (Summer 2002). P. 1–25.

42. Tang Xing. Discussion on Western Region Music in Northern Zhou Dynasty // Proceedings of the 2017 International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2017). P. 119–122. (Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 171). https://doi.org/10.2991/icassee-17.2018.26.

43. Thrasher A. R. The Chinese Xylophone. URL: https://branchasian.sites.olt.ubc.ca/files/2013/04/ Chinese-Xylophone.pdf (дата обращения: 22.02.2024).

44. Thrasher A. R. Chinese Musical Instruments. New York: Oxford University Press, 2000. IX, 98 p.

45. Trân Van Khê. Chinese Music and Musical Tradition of Eastern Asia // The World of Music. Vol. 27 (1985). No. 1. P. 78–87.

46. Verschuer, Ch. von. Les relations officielles du Japon avec la Chine aux VIIIe et IXe siècles. Genève; Paris: Librairie Droz, 1985. 593 p.

47. Wright O. Music Theory in the Safavid Era: The taqsīm al-naġamāt. London; New York: Routledge, 2019. XII, 436 p.

48. Yule P., Bemmann М. Klangsteine aus Orissa — Die frühesten Musikinstrumente Indiens? // Archaeologia Musicalis. 1988. No 1. S. 46–50. URL: http://archiv.ub.uni-heidelberg.de/ savifadok/volltexte/2008/177 (дата обращения: 22.02.2024).

49. Zheng Ruzhong. Musical Instruments in the Wall Paintings of Dunhuang // CHIME. Journal of the European Foundation for Chinese Music Research. No. 7 (1993). P. 4–56.