Мифологизация творческой личности — явление, характерное для всей истории мировой культуры. Мифологизация не имеет границ: личность гения, его частная жизнь, тайны создания шедевров, судьба его произведений, и т. д. современниками и потомками превращаются в благоприятную площадку для мифотворчества. В статье рассматриваются два смежных процесса — мифологизация и мистификация личности и творчества композитора. Автор обосновывает особенную роль музыки в процессе мифотворчества. На основе выявления логики изменений отношения к творчеству композиторов и оценки музыкальных произведений разных эпох сделан вывод о неискоренимости процессов мифологизации и мистификации и их универсальном значении в современной культуре.
1. Барсова И. А. Легенда о художнике. Томас Манн и Густав Малер // И. А. Барсова. Музыка. Слово. Безмолвие. СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова; Изд. дом «Галина скрипсит», 2017. С. 126–149.
2. Бескова И. А. О природе мифологизирующего разума // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 8: Философско-методологический анализ творческих процессов / гл. ред. Н. М. Смирнова. М.: Голос, 2022. С. 46–53.
3. Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 368 с. (История эстетики в памятниках и документах).
4. Земцовский И. И. Антропология музыкального существования. Книга об универсалии. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2023. 528 с.
5. К. Г. Юнг о современных мифах / пер. с нем., предисл. и примеч. Л. О. Акопяна; под ред. М. О. Оганесяна, Д. Г. Лахути. М.: Практика, 1994. 252 с.
6. Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество (интервью о книге, 2010). URL: http://www.beethoven.ru/node/235. (дата обращения: 01.06.2023).
7. Лебрехт Н. Маэстро миф. Великие дирижёры в схватке за власть. М.: Классика–ХХI, 2007. 448 с.
8. Левашев Е. «Камаринская» Глинки и ее мифология в русской культуре // Музыкальная академия. 2019. № 2 (766). URL: https://mus.academy/articles/kamarinskaya-glinki-i-ee-mifologiya-v-russkoy-kulture (дата обращения: 20.06.2024).
9. Левая Т. Н. Скрябин и художественные искания ХХ века. СПб.: Композитор, 2007. 184 c.
10. Лихачев Д. С. Что есть истина? // Д. С. Лихачев. Очерки по философии творчества. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1996. С. 5–8.
11. Лосев Α. Φ. Диалектика мифа / сост., подг. текста, общ. ред. А. А. Тахо-Годи, В. П. Троицкого. М.: Мысль, 2001. 558 с.
12. Луцкер П. В., Сусидко И. П. Моцарт и его время. М.: Классика–ХХI, 2015. 624 с.
13. Мелетинский Е. М. Миф и двадцатый век // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика: [Сайт Центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета]. URL.: https://ruthenia.ru/folklore/meletinsky1.htm (дата обращения: 01.08.2024).
14. Прокофьев С. Дневник. Т. 1: 1907–1918. Париж: sprkfv, 2002. 891 с.
15. Сиднева Т. Б. Диалектика границы в музыке. М.: ABCdesign, 2014. 400 с.
16. Сиднева Т. Б. Слух Прокофьева как феномен его биографии // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2020. № 4 (58). С. 99–108. https://doi.org/10.26086/NK.2020.58.4.014.
17. Смирнова Н. М. Предисловие // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 8: Философско-методологический анализ творческих процессов / гл. ред. Н. М. Смирнова. М.: Голос, 2022. C. 12–24.
18. Флорос К. Музыка как язык человека и язык любви / пер с нем., послесл. Ю. Векслер. СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2023. 332 с.
19. Холопова В. Н., Чигарева Е. И. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. М.: Советский композитор, 1990. 350 с.
20. Чайковский П. И. Дневники. 1873–1891. М.; Пг.: Гос. Изд-во «Музыкальный сектор», 1923. XII, 294 с.