Предметом рассмотрения в статье являются фильмы Вернера Херцога— философские картины, скрытые за маской художественного или документального повествования. Важнейшей смыслообразующей частью кинематографической вселенной режиссера выступает классическая музыка, которую Херцог использует не просто как саундтрек, но как средство сообщения фильму метасмысла. Устойчивые соотношения определенных музыкальных сочинений и конкретных визуальных рядов на протяжении десятилетий мигрируют от ленты к ленте, функционируя в качестве аудио- и видеолексем, что позволяет говорить об особой семантической роли музыки в фильмах Херцога. Еще одной важной особенностью творческого метода режиссера становится диалог с немецким культурным наследием. Херцог воссоздает в своих фильмах жанровые модели эпохи «золотого века» немецкого кинематографа. Вслед за этим он обращается к музыке Рихарда Вагнера как к суммирующему немецкую романтическую поэтику явлению, а к самому композитору— как к художнику, идеи которого непосредственно повлияли на состояние немецкой культуры первой половины ХХ века и на новое искусство кино. Многочисленные зарубежные исследования, посвященные Вернеру Херцогу, затрагивают по большей части философскую концепцию его фильмов и в меньшей степени важную для нее музыкальную составляющую. В настоящей статье определяется функция музыки Вагнера в избранных автором фильмах Херцога для конкретизации их философского и собственно художественного смысла.
1. Айснер Л. Демонический экран / пер. с нем. К. Тимофеевой. М.: Rosebud Publishing; Пост Модерн Текнолоджи, 2010. 240 с.
2. Барсова И. А. Симфонии Густава Малера. Издание дополненное, уточненное, исправленное. СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2012. 584 с.
3. Бунюэль о Бунюэле / пер. с франц. [А. Брагинского, Т. Злочевской, Н. Нусиновой]; Предисл. К. Долгова. М.: Радуга, 1989. 384 с.
4. Беленький И. В. Лекции по всеобщей истории кино. Годы беззвучия: Учебное пособие. Книга первая. Книга вторая. М.: ГИТР, 2008. 416 с.
5. Вагнер Р. Произведение искусства будущего // Вагнер Р. Избранные работы / сост. и коммент. И. А. Барсовой и С. А. Ошерова; вступит. статья А. Ф. Лосева; пер. с нем. М.: Искусство, 1978. С. 142–261. («История эстетики в памятниках и документах»).
6. Гайков П. Вернер Херцог: «У меня нет мобильника, я говорю с людьми глаза в глаза» // РИА Новости [сетевое издание]. 2016. 26 сентября. URL: https://ria.ru/ interview/20160926/1477856164.html (дата обращения: 01.12.2018).
7. Григораш А. В. Гезамткунстверк: к истории понятия в немецкой историографии // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. науч. статей. Вып. 2 / под ред. А. В. Захаровой. СПб.: НП-Принт, 2012. С. 321–326.
8. Коронный О. Энциклопедия Вернера Херцога // Arzamas (Электронный журнал). Рубрика «Искусство». 3 ноября 2016. URL: https://arzamas.academy/mag/373‑herzog (дата обращения: 12.11.2018).
9. Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера / общ. ред. и коммент. Н. П. Абрамова; пер. с англ. с сокращ. М.: Искусство, 1977. 320 с.
10. Краснова Г. В. Новое немецкое кино вчера и сегодня. М.: Канон-плюс, 2016. 269 с.
11. Кронин П. Знакомьтесь— Вернер Херцог / пер. с англ. Е. Микериной. М.: Rosebud Publishing, 2010. 376 с.
12. Кувшинова М. «Я сделал фильм во славу интернета». Вернер Херцог— о новой картине, Илоне Маске и экстремальном кинематографе // Meduza. 2016. 19 октября. URL: https://meduza.io/feature/2016/10/19/ya-sdelal-film-vo-slavu-interneta (дата обращения: 12.11.2018).
13. Кюртен Й., Володина Э. Мистический дар Вернера Херцога // dw.com: [Website der Deutschen Welle]. 07.08.2013. URL: https://www.dw.com/ru/мистический-дар-вернера-херцога/a17001480 (дата обращения: 13.11.2018).
14. Лебедев С., Поспелова Р. Musica latina: Латинские тексты в музыке и музыкальной науке. СПб.: Композитор, 2000. 256 с.
15. Левченко Я. Посланник дьявола (к 85‑летию Клауса Кински) // Синематека. 18 октября 2011. Рубрика «Обзоры». URL: http://www.cinematheque.ru/post/145959 (дата обращения 12.11.2018).
16. Месснер Р. Хрустальный горизонт: Через Тибет— к Эвересту / пер. с нем. [и предисл.] В. А. Матвеенко. М.: Планета, 1990. 269 с. 194 Научный вестник Московской консерватории 2020 2 (41) Мария Невидимова
17. Нечаев А. Попали в Сеть: Вернер Херцог представил свой новый фильм об Интернете и грезах цифрового мира // Российская газета— Федеральный выпуск. 2016. №7089 (221): 30 сентября. С. 13. URL: https://rg.ru/2016/09/29/verner-hercogpredstavil-svoj-novyj-dokumentalnyj-film-ob-internete.html (дата обращения: 12.11.2018).
18. Новый Завет и Псалтирь. [Минск]: The Gideons International [тип. «Принткорп»], [б. г.]. [8], 662 с.
19. Оброн Э., Бурдо Э. Вернер Херцог: «Я могу читать в человеческом сердце» / пер. с франц. // Синематека: [интернет-портал]. Интервью. 2009. 29 января. URL: http:// www.cinematheque.ru/post/138940/print/ (дата обращения: 01.12.2018).
20. Попова А. Мастер-класс Вернера Херцога: полная стенограммаи интервью // Теории и Практики: [интернет-ресурс]. Состояние кино. URL: https://theoryandpractice. ru/posts/2388‑master-klassvernera-khertsoga-polnaya-stenogramma-i-intervyu (дата обращения: 11.11.2018).
21. Постнова Д. «Мои Фильмы— Мейнстрим»: Интервью с Вернером Херцогом // Cinemaholics: [независимое издание о кино]. 2016. 05 сентября. URL: https:// cinemaholics.ru/mein-herz/ (дата обращения: 01.12.2018).
22. Ровенко Е. В. Вернер Херцог и «золотой век» немецкого кинематографа: воссоздавая культурную традицию // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 4. Лики творчества в многообразии социокультурных практик / под ред. Смирновой Н. М., Бесковой И. А.. М.: ИИнтеЛЛ, 2018. С. 332–360. (Серия «Философия творчества»).
23. Рычков К. Н. «Звездные войны» Лукаса-Уильямса: Gesamtkunstwerk возвращается? // Научный вестник Московской консерватори. 2011. №3. С. 177–193.
24. Сазонов А. Вернер Херцог: «Всех раздражает, что я снимаю разное кино» // OpenSpace.ru: [интернет-издание]. Архив. Интервью. 2011. 1 июля. URL: http:// os.colta.ru/cinema/events/details/23381/?expand=yes#expand (дата обращения: 01.12.2018).
25. Самутина Н. Райнер Вернер Фассбиндер и Вернер Херцог. Европейский человек: упражнения в антропологии // Киноведческие записки: [Электронный ресурс]. 2002. №59. URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/279/ (дата обращения: 11.05.18).
26. Шак Т. Методология анализа музыки кино (к постановке проблемы) // Закадровое искусство. История и теория киномузыки. Материалы международной научной конференции / ред.-сост. К. Н. Рычков. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2014. С. 21–32.
27. Adorno T. W., Eisler H. Komposition für den Film / Mit einem Nachwort von Johannes C. Gall und einer DVD “Hanns Eislers Rockefeller-Filmmusik-Projekt 1940–1942”, im Auftrag der Internationalen Hanns Eisler Gesellschaft hrsg. von Johannes C. Gall. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2006. 190 S. + DVD (53 Min.).
28. Bush S. W. Giving Musical Expression to the Drama // The Moving Picture World. 1911. 12 August (Vol. 9., No. 15). P. 354.
29. Chen J. The Impact of Richard Wagner on Werner Herzog’s Film “Nosferatu”: М. А. Thesis. Columbia: University of Missouri, 2013. 116 p. 195музыка и кино Художественный мир Вернера Херцога и место музыки в нем
30. Cronin P. Herzog on Herzog. London: Faber & Faber, 2002. 352 p.
31. Evensen K. The Star Wars and Wagner’s Ring// The Wagnerian: A collection of news and articles about Richard Wagner, his works, life, performances and influences. URL: http://www.the-wagnerian.com/2011/06/star-wars-series-and-wagners-ring.html (дата обращения: 12.11.2018).
32. Joe J. Why Wagner and Cinema? Tolkien Was Wrong // Wagner and Cinema / ed. by Jeongwon Joe and Sander L. Gilman; foreword by Tony Palmer. Bloomington: Indiana University Press, 2010. P. 1–24.
33. Henzel C. Wagner und die Filmmusik // Acta Musicologica. 2004. Vol. LXXVI/1. S. 89–115.
34. Hillman R. The Great Eclecticism of the Filmmaker Werner Herzog // Hillman R. Unsettling Scores: German Film, Music, and Ideology. Bloomington: Indiana University Press, 2005. P. 136–150.
35. Hillman R. The New German Cinema and Beyond // Wagner and Cinema / ed. by Jeongwon Joe and Sander L. Gilman; foreword by Tony Palmer. Bloomington: Indiana University Press, 2010. P. 253–273.
36. Hommage an Klaus Kinski [Unofficial Website]. URL: http://www.klaus-kinski.de (дата обращения: 30.11.2018).
37. Palmer T. Foreword // Wagner and Cinema / ed. by Jeongwon Joe and Sander L. Gilman; foreword by Tony Palmer. Bloomington: Indiana University Press, 2010. P. I‒X.
38. Patterson A. Florian Fricke Interview / conducted by Gerhard Augustin // Eurock. com— Music from around the World: Features, Reviews & Podcasts / ed. by Archie Patterson. URL: http://www.eurock.com/features/florian.aspx (дата обращения: 11.11.2018).
39. Paulin S. D. Richard Wagner and the Fantasy of Cinematic Unity: The Idea of the Gesamtkunstwerk in the History and Theory of Film Music // Music and Cinema / ed. by J. Buhler, C. Flinnand, D. Neumeyer. Hanover, NH; London: Wesleyan University Press: University Press of New England, [2000]. P. 58–84.
40. Popol Vuh. Unofficial Website. URL: http://www.popolvuh.nl/d/ (дата обращения: 12.11.2018).
41. Prager B. The Cinema of Werner Herzog: Aesthetic Ecstasy and Truth. London: Wallflower, 2007. 224 p.
42. Smart M. A. Mimomania: Music and Gesture in Nineteenth-Century Opera. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 2004. 254 p. (California Studies in 19th-Century Music; 13).
43. Syberberg H. J. Hitler: A film from Germany / Pref. by Susan Sontag; transl. by Joachim Neugroschel. New York: Farrar, Straus, Giroux, 1982. XVI, 267 p.
44. Trahndorff K. F. E. Ästhetik oder Lehre von Weltanschauung und Kunst. Erster und Zweiter Theile. Berlin: In der Maurerschen Buchhandlung, 1827. XVI, 222 S.; 460 S.
45. Werner Herzog. Official Website. URL: http://www.wernerherzog.com/ (дата обращения: 07.12.2018).