В работе сделан социально-психологический анализ первого этапа перехода на онлайн-обучение в период пандемии COVID-19 весной 2020 года, дается оценка перспектив развития музыкального онлайн-образования с разных позиций. На основе изучения, отбора и апробации автором оптимальных для проведения онлайн-занятий устройств записи и передачи звука и видео сделан обзор основного оборудования и приемов работы с ним как для педагога, так и для ученика— с позиции нужд музыкального обучения и в пределах бюджетного ценового сегмента. Даны практические рекомендации, как организовать занятия в режиме онлайн по сольфеджио и другим предметам музыкально-теоретического цикла, а также некоторые общие советы относительно проведения занятий по музыкально-исполнительским дисциплинам.
1. Арльт Дж. В ритме карантина. Часть 3. Онлайн-обучение. URL: http://www. classicalmusicnews.ru/articles/con-quarantine-part-3/ (дата обращения: 02.05.2020).
2. «ВКонтакте» со школой. Социальную сеть задействуют в создании госплатформы для цифрового обучения. 23 апреля 2020. URL: http://www.kommersant.ru/ doc/4328391 (дата обращения: 02.05.2020).
3. Исследование ВШЭ: 74% учителей, не пользовавшихся онлайн-ресурсами, теперь их применяют. URL: http://www.hse.ru/news/expertise/357830670.html (дата обращения 02.05.2020).
4. Карасева М. «Дополненная реальность» в работе педагога-музыканта. Научный вестник Московской консерватории №2 (25). 2016. С. 141–183. Онлайн-версия статьи: URL: http://nv.mosconsv.ru/дополненная-реальность-в-работе-пе/ (дата обращения: 02.05.2020).
5. Карасева М., Уваров С. Музыкант и интернет: о специфике восприятия новых технологий в профессиональном гуманитарном обществе. Культурно-политологические аспекты американистики. Материалы международных конференций / Под ред. М. Р. Кауль. М.: РГГУ. 2013. C. 308–318.
6. Цифровая грамотность россиян: исследование 2020. 10 апреля 2020. URL: http:// nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/ (дата обращения: 02.05.2020).
7. Brown, Andrew R. Music Technology and Education: Amplifying Musicality. 2nd ed. New York; London: Routledge, 2015. XVI, 264 p.
8. Handbook of Research on Online Discussion-Based Teaching Methods / ed. by Lesley Wilton and Clare Brett. Hershey, Pa.: Information Science Reference, 2020. XXXI, 536 p.
9. Maconie R. The Way of Music: Aural Training for the Internet Generation. Lanham, Md.: Scarecrow Press, 2007. VI, 437 p.
10. Mozer M. Social Network-Powered Education Opportunities. New York: Rosen Classroom, 2014. (Teen’s Guide to the Power of Social Networking; Book 2). 80 p.
11. Music Online Competition Act of 2001. URL: http://www.congress.gov/bill/107thcongress/house-bill/2724 (дата обращения: 02.05.2020).
12. Palloff, Rena M., Pratt K., Weiss, Renée E., Knowlton, Dave S., and Speck, Bruce W. Teaching Online. [La Jolla, Calif.]: National University; Hoboken, N. J.: Wiley Custom Services, 2005.
13. Pop-Culture Pedagogy in the Music Classroom: Teaching Tools From American Idol to YouTube / ed. by Nicole Biamonte. Lanham, Md.: Scarecrow Press, 2011. VIII, 344 p.
14. Psychology and the Internet: Intrapersonal, Interpersonal, and Transpersonal Implications / ed. by Jayne Gackenbach. San Diego, Calif.: Academic Press, 1998. XIX, 369 p. 15. Tools and suggestions for HMEIS during the COVID-19 emergency / E-Learning. URL: https://www.aec-music.eu/tools-and-suggestions-for-hmeis-during-the-covid19‑emergency/e-learning (дата обращения: 02.05.2020).