Более 40 лет переписка Н. Я. Мясковского и Б. В. Асафьева хранилась в РГАЛИ в закрытом режиме. В настоящий момент архив предоставил разрешение на ее публикацию. Значение этого документального памятника для музыкальной истории трудно переоценить. Переписка сохранилась в полном виде: 467 писем, охватывающих период с 1906 по 1945 год. По временнóму масштабу и фактологическому охвату она не уступает широко известной переписке Н. Я. Мясковского с С. С. Прокофьевым (включающей 451 письмо), а в чем-то ее и превосходит. Прежде всего, доверительностью общения со стороны Мясковского, который был по отношению к Асафьеву более откровенным, чем с автором «Игрока». Почти полувековое общение выдающихся деятелей русской культуры является драгоценным историческим свидетельством, тем более что музыкально-историческая наука располагает пока лишь считанными образцами документального наследия первой половины ХХ века, относящегося к личным архивным коллекциям писем и дневников.
В статью включены ранее неизвестные факты, по-новому освещающие биографию и психологический портрет Мясковского. Рассматривается его отношение к революционным изменениям в стране, к большевикам, к эмиграции, к государственной культурной политике, к Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ). Ставится вопрос об особенностях восприятия творческого процесса композитором, о подоплеке его сложного отношения к своим опусам. Изложены новые сведения о жизни автора «Аластора», представляющие музыковедческую часть его обширной и разнообразной созидательной деятельности.
1. Власова Е. С. 1948 год в советской музыке: документированное исследование. М.: Классика-XXI, 2010. 455 с.
2. Власова Е. С. Переписка Б. Асафьева и Н. Мясковского (1906–1945) в свете проблем современного исторического музыкознания // Южно-Российский музыкальный альманах. 2016. № 4. С. 29–34.
3. Власова Е. С. «Эпоха Чайковского» в «Хронографе» Н. Я. Мясковского // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. Вып. 11. Ч. 2. C. 10–23.
4. Гулинская З. К. Николай Яковлевич Мясковский. 2‑е изд. М.: Музыка, 1985. 191 с.
5. Демократический союз. Следственное дело. 1928–1929 гг.: сб. док. / сост. В. К. Виноградов, Н. Н. Воякина, Е. М. Кожокин, И. А. Мазус, А. Б. Рогинский, А. К. Сорокин, В. С. Христофоров, Е. А. Ямбург. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. 455 с.
6. Иконников А. А. Художник наших дней Н. Я. Мясковский. 2‑е изд., доп., перераб. М.: Сов. композитор, 1982. 416 с.
7. Кунин И. Ф. Н. Я. Мясковский: жизнь и творчество в письмах, воспоминаниях, критических отзывах. 2‑е изд., доп. М.: Сов. композитор, 1981. 192 с.
8. Ламм О. П. Страницы творческой биографии Мясковского. М.: Сов. композитор, 1989. 401 с.
9. [Мясковский Н. Я.]. Из неопубликованной переписки Н. Я. Мясковского. Письма Н. Я. Мясковского к Б. В. Асафьеву / публикация С. И. Шлифштейна // Советская музыка. 1960. № 8. С. 3–16.
10. Мясковский Н. Я. Статьи, письма, воспоминания: в 2 т. / ред., сост. и примеч. С. И. Шлифштейна. 1‑е изд. Т. I. М.: Музыка, 1959. 360 c. Т. II. М.: Музыка, 1960. 590 с.
11. Foreman G. C. The symphonies of Nikolai Yakovlevich Miaskovsky. Ph. D. University of Kansas, 1981. 464 p.
12. Frolova-Walker M. From Modernism to Socialist Realism in Four Years: Myaskovsky and Asafyev. [Электронный ресурс]. URL: http://www.doiserbia.nb.rs/img/doi/1450‑9814/2003/1450‑98140303199F.pdf (дата обращения: 23.10.2017).
13. Tassie G. Myaskovsky and His Recorded Legacy. [Электронный ресурс]. URL: http://myaskovsky.ru/?id=61 (дата обращения: 22.10.2017).
14. Tassie G. Nikolay Myaskovsky: the Conscience of Russian Music. USA: Rowman & Littlefield publishers, 2014. 438 p.
15. Zuk P. Musical Modernism in the Mirror of the Myaskovsky-Prokof’ev Correspondence // Russian Émigré Culture: Conservatism or Evolution? / ed. by Сh. Flamm, H. Keazor, R. Marti. Cambridge: Cambridge scholars publishing, 2013. P. 229–244.
16. Zuk P. Nikolay Myaskovsky and the events of 1948 // Music and letters. Vol. IX. № 1. February, 2012. P. 61–85.
17. Zuk P. Nikolay Myaskovsky and the “Regimentation” of Soviet Composition: A Reassessment // Journal of Musicology. 2014. № 3 (31). P. 354–393.