В статье приведены результаты исследования редакций и сценических воплощений четырех опер с диалогами Гретри на основе архивных материалов и косвенных источников. Освещается феномен перемещения французских опер в среду московского дворянского театра и самобытные черты русифицированных версий. Оперное представление являлось жемчужиной в программе празднества с чередой развлечений. На различных сценах театра графов Шереметевых в последней четверти XVIII века в переводе на русский язык ставились: «Опытъ дружбы» (L’Amitié à l’épreuve), «Браки
самнитянъ» (Les Mariages samnites), «Люсиль» (Lucile) и «Говорящая картина» (Le Tableau parlant). Приводятся сведения и о других операх композитора, к которым проявлял интерес граф Николай Петрович Шереметев, но постановки не были осуществлены.
1. Гретри А. Браки самнитянъ. [Партитура. Репетитор] ММУО ФПИ. ПИ–62.
2. Далейрак Н. М. Аземія, или дикіе. КР РИИИ. Ф. 2. Оп. 1. № 1295.
3. Дезед Н. А. Три откупщика. КР РИИИ. Ф. 2. Оп. 1. № 1290–1292; то же: ММУО ФПИ. ПИ–45.
4. Монсиньи П. А. Алина, королева (царица) Голконская. КР РИИИ. Ф. 2. Оп. 1. № 761,
795, 1287, 1295 (Л. 196–197).
5. Монсиньи П. А. Прекрасная Арсена. КР РИИИ. Ф. 2. Оп. 1. № 787.
6. Монсиньи П. А. Роза и Колас. КР РИИИ. Ф. 2. Оп. 1. № 832, 1295 (л. 1–15, 155); тоже [партия второй скрипки]: ММУО ФПИ. ПИ–50.
7. Паизиелло Дж. Инфанта Заморы. КР РИИИ. Ф. 2. Оп. 1. № 1284; то же: ММУО ФПИ. ПИ–46, ПИ–47.
8. Паизиелло Дж. Нина, или Сумасшедшая от любви. КР РИИИ. Ф. 2. Оп. 1. № 1295. Л. 186–194; то же: ММУО ФПИ. ПИ–57.
9. Руссо Ж. Ж. Деревенскій калдунъ [Партитура. Репетитор]. КР РИИИ. Ф. 2. Оп. 1. № 1286.
10. Саккини А. La Colonie (Колонія, или Новое селеніе) [Партитура]. ММУО ФПИ. ПИ–63.
11. Саккини А. Ренальд. ММУО ФПИ. ПИ–49. Печатные партитуры
12. Dalayrac N. M. Azémia ou les sauvages, comédie en trois actes. Représentée à Fontainebleau devant leurs majestés le 17 octobre 1786 et à Paris, le 3 mai 1787 par les comédiens italiens ordinaires du roi... OEuvre VII. Gravé par Huguet. Paris. 1787. 211 p.
13. Dezède N. A. Les Trois fermiers, comédie en deux actes en prose. Représentée pour la 1re fois par les comédiens italiens ordinaires du Roy le 16 mai 1777, et devant leurs Majestés à Choisy le 29 juilliette de la même année... OEuvre V, mise au jour par le Sr Houbaut. Les parolles de Mr Monvel. Gravée par M. Houbaut. Paris [1777]. 214 p.
14. Grétry A. E. M. L’Amitié à l’épreuve, comédie mêlée d’ariettes, représenté devant sa Majesté à Fontainebleau le 13 novembre et à la comédie italienne le 17 janvier 1771. Gravées par le Sr Dezauche. OEuvre VI. Aux adresses ordinaires (Paris). Castaud (Lyon). 1772. 129 p.
15. [Grétry A. E. M.] Collection complète des oeuvres de Grétry publiée par le gouvernement belge. IIième Livraison. Lucile, comédie en un acte mêlée d’ariettes / préface d’Edouard Fétis; commentaire critique de F. A. Gevaert. Leipzig et Bruxelles: Breitkopf & Hærtel. 1884. XX, 145 р.
16. Grétry A. E. M. Les Mariages samnites, drame lyrique en trois actes et en prose. Représenté pour la 1ère fois par les Comédiens italiens ordinaires du roy le 12 juin 1776. Gravé par J. Dezauche. A Paris. OEuvre XIII. 1776. 186 р.
17. Grétry A. E. M. Le Tableau parlant, comédie parade en un acte et en vers. Représenté pour la 1ere fois le 20 septembre 1769 par les Comédiens Italiens du Roy. Gravé par le Sr Dezauche. A Paris. OEuvre III. 1769. 135 р.
18. Monsigny P. A. Aline, reine de Golconde, ballet héroïque en trois actes... représenté pour la 1re fois par l’Académie royale de musique le mardy 15 avril 1766. Paris. [1774]. 320 p.
19. Monsigny P. A. Rose et Colas. Gravé par le sr Hue. A Paris. 1774. 154 р.
20. Rousseau J. J. Le Devin du village, intermède représenté à Fontainebleau devant leurs Majestés les 18 et 24 octobre 1752 et à Paris par l’Académie royale de musique le 1er mars 1753. Gravé par Melle Vendôme. Paris. [1753]. 95 p.
Рукописные либретто
21. Говорящая картина. Комическая Опєра въ одномъ дѣиствїи [Руко пись]. Отдел
редкой книги, рукописных, архивных и иконографических материалов СПГТБ.
I.18.2.21. 54 с. Печатные либретто
22. Башмаки мордоре, или Нѣмецкая башмашница. Лирическая комедія въ двухъ дѣйствіяхъ переведена съ Французскаго Васильемъ Вороблевскимъ 1778 году въ Москвѣ. Въ первой разъ представлена на домовомъ театрѣ Его Сіятельства Графа Петра Борисовича Шереметева собственными его пѣвчими: Генваря 11. дня 1779. году. Печатана въ типографіи Императорскаго Московскаго Университета. 1779. 84 с.
23. Браки самнитянъ, героическая опера съ пѣниемъ въ трехъ дѣйствїяхъ. Слова г. Розїера. Музыка г. Гретри. Переведена съ французскаго. Въ первой разъ представлена на Московскомъ домовомъ его Сїятельства Графа Петра Борисовича Шереметева Театрѣ собственными его пѣвицами и пѣвчими. Ноября 24 дня 1785 года. Въ Москвѣ, въ вольной типографїи Пономарева, 1785. 62 c.
24. Двѣ сестры, или Хорошая пріятельница. Комедія въ одномъ дѣйствіи наполнена пѣснями, сочиненія господина Деларибардіера. Музыка господина Десбросса. Съ французскаго по руски переложилъ Василей Вороблевскій. Въ первой разъ представлена въ Кусковѣ на домовомъ Театрѣ Его Сіятельства Графа Петра Борисовича Шереметева собственными Его пѣвчими Iюня 28. дня 1779. году. Въ Москвѣ. Въ Университетской Типографіи. 1779. 39 с.
25. Живописецъ влюбленной въ свою модель, комическая опера въ двухъ дѣйствіяхъ, сочиненія Г. Анзома. Музыка Г. Дюни. Перевелъ съ Французскаго Василей Вороблевскій. Въ первой разъ представлена на домовомъ театрѣ Его Сіятельства Графа Петра Борисовича Шереметева собственными его пѣвчими Февраля 7. дня 1779. году. Печатана въ типографіи Императорскаго Московскаго Университета. 1779. 26 с.
26. Зельмира и Смѣлонъ, или Взятіе Измаила. Лирическая драмма. Съ Указнаго дозволенїя. Въ Санктпетербургѣ, печатано въ Типографїи Корпуса Чужестранныхъ Единовѣрцовъ 1795 года. 58 с.
27. Колонія или Новое Селеніе комическая опера въ двухъ дѣйствіяхъ. Музыка Г. Саккини перевелъ съ французскаго Библіотекарь Василей Вороблевскій. Въ первой разъ представлена на домовомъ театрѣ Его Сїятельства Графа Петра Борисовича Шереметева собственными его пѣвицами и пѣвчими. Ноября 5. дня 1780. года. Печатана въ Москвѣ 1780 года. 53 с.
28. Опытъ дружбы, комедія с аріями въ двухъ дѣйствіяхъ взятая изъ нравоучительныхъ сказокъ г. Мармонтеля. Рѣчи господъ *** и Фавара, музыка г. Гретри. Перевелъ съ французскаго Василей Вороблевскій. Печатана въ Типографіи Императорскаго Московскаго университета. 1779 год. 55 с.
29. Сильванъ, комедія лирическая въ одномъ дѣйствіи. Положена на музыку Г. Гретри. Перевелъ с французскаго В. Левшинъ. Представлена въ первый разъ на домовомъ Театрѣ Его Сіятельства Князя Петра Михайловича Волконскаго; Февраля 27 дня 1788 году. Москва, въ университетской Типографіи у Н. Новикова, 1788. 48 с.
30. Три откупщика. Комедія съ аріями въ двухъ дѣйствіяхъ, съ своимъ Послѣдствїемъ называемымъ Степанъ и Танюша. Слова сочиненїя Г. Монвеля, музыка Г. Дезеда. Переведена съ французскаго на Россїйской языкъ въ Кусковѣ 1784 году. И при нихъ Свадебный прадникъ. Съ танцами. Въ первой разъ представлена на Кусковскомъ театрѣ собственными Его Сїятельства Графа Петра Борисовича Шереметева пѣвицами и пѣвчими. Августа 4 числа тогожъ году. Въ Москвѣ у содержателя типографїи Ф. Гиппїуса, 1785. Года. 77 с.
31. L’Amitié à l’épreuve, comédie en deux actes et en vers, mêlée d’ariettes; représentée, devant Sa Majesté, à Fontainebleau, le 13 novembre 1770. P., 1770. 70 р.
32. Les mariages samnites, drame lyrique en trois actes et en prose. Par M. de Rozoi,... Nouvelle édition. Paris: Vve Duchesne, 1776. XVI, 56 p. 33. Les Mariages samnites, comédie héroїque en trois actes et en vers, mêlée d’ariettes...
La musique de M. Grétry. Durosoy, Barnabé Farmian (1745?–1792). P.: Belin, 1782. XVI, 61 p. Издания
34. Камеръ-фурьерскій церемоніальный журналъ 1775 года. Мѣсяцъ августъ. Число 22. Санктпетербургъ. 1878. С. 531–532.
35. Камеръ-фурьерскій церемоніальный журналъ 1787 года. Мѣсяцъ іюнь. Число 30. Санктпетербургъ. 1886. С. 639.
36. Московскія Вѣдомости. № 15 февраля 20 дня, 1790 года, въ среду. С. 218.
37. Московскія Вѣдомости. № 11 февраля 5 дня, 1791 года, въ среду. С. 178.
38. Московскія Вѣдомости. № 12 февраля 8 дня, 1791 года, въ субботу. С. 194.
39. Описанїе Кусковскаго праздника въ 1 день Августа 1792 // Россійскій магазинъ. Трудами Ѳеодора Туманскаго. Часть перьвая. Во градѣ Святаго Петра. Въ письменопечатнѣ I. К. Шнора, 1792 года. С. 503–512.
40. Санктпетербургскія Вѣдомости. № 12. Въ пятницу февраля 11 дня 1765 года. С. 1–2. XIX век
Издания
41. Гулянье в Кускове при Императрице Екатерине II, во время празднования двадцатипятилетия ее царствования, с описанием Кускова // Старина Москвы и русского народа в историческом отношении с бытовою жизнию русских, соч. С. М. Любецкого. М.: Типография Н. Ф. Савича. 1872. 350 с.
42. Опись библиотеки находившейся в Москве, на Воздвиженке, в доме графа Дмитрия Николаевича Шереметева до 1812 г. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича. 1883. 615 с.
43. Останкино, Леоново, Свиблово, Медведково // Московские окрестности ближние и дальние, за всеми заставами, в историческом отношении и в современном их виде, для выбора дач и гулянья. С. М. Любецкого. М.: Типография Индриха. 1877. С. 60–82.
44. Пыляев М. И. Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. СПб.: изд. А. С. Суворина, 1891. [6], 575, 22, VII c.
45. Рассказы Бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово. СПб.: Типография А. С. Суворина. 1885. 461 с.
46. Bapst G. Essai sur l’histoire du théâtre: la mise en scène, le décor, le costume, l’architecture, l’éclairage, l’hygiène / par Germain Bapst. Hachette (Paris). 1893. II, 693, [32] p.
47. Bulletin No. 21. Pétersbourg 21 mai (2 juin) 1797. // Journal privé du Roi Stanislas Auguste pendans son voyage en Russie pour le couronnement de l’empereur Paul Ier. Lpz.: Wolfgang Gerhard. Librarie centrale pour les pays slaves. 1862. P. 121–137.
48. Dictionnaire des opéras (dictionnaire lyrique): contenant l’analyse et la nomenclature de tous les opéras et opéras-comiques représentés en France et à l’étranger, depuis l’origine de ce genre d’ouvrages jusqu’à nos jours... / par Félix Clément et Pierre Larousse. P.: Administration du «Grand dictionnaire universel», 1881. 955 р.
49. Grétry A. E. M. Mémoires, ou Essais sur la musique : en 3 vols. T. I. / par Grétry. Nouvelle édition, augmentée de notes et publiée par J.-H. Mees. 1829. 338 р.
50. Correspondance littéraire, philosophique et critique de Grimm et de Diderot depuis 1753 jusqu’en 1790: en 16 vols. T. VIII (1772–1776). P.: Furne, 1829–1831. 520 p. XX век
Издания и рукописи
51. Бронфин Е. Ф. Французская опера в России XVIII века: Лекция. ЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова. Л.: ЛОЛГК, 1984. 40 с.
52. Вдовин Г. В., Лепская Л. А., Червяков А. Ф. Останкино театр-дворец. М.: Русская книга, 1994. 318 с.
53. Елизарова Н. А. Театры Шереметевых. М.: Изд. Останкинского дворца-музея, 1944. 519 с. (с приложением Переписки графа Н. П. Шереметева с Иваром в переводе Станюковича).
54. Изгнание Наполеона из Москвы / сост. Ф. А. Гарин. М.: Московский рабочий, 1938. 380 с.
55. Копытова Г. В. Шереметевское собрание // Из Фондов Кабинета рукописей РИИИ. Вып. 1. СПб., 1998. С. 203–230.
56. Кузнецов А. Я. Труды и очерки: Останкино в воспоминаниях современников. М.: Останкинский дворец-музей Творчества крепостных, 1947. Фонд П. П/п № 158. Инв. № 330.
57. Левашева О. Е. Французская комическая опера // Истории русской музыки: в 2 т. Т. II. М.: Музгиз, 1984. С. 129–152.
58. Лепская Л. А. Репертуар крепостного театра Шереметевых. Каталог пьес. М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 1996. 175 с.
59. Лепская Л. А. Театрализованные празднества и театр в дворянской усадьбе //
Научные труды усадьбы Останкино. М., 1997. 12 с. Ф. II. П/п 748. Инв. № 2103.
60. Опись костюмов к различным постановкам в театре Шереметева и Опись декорациям Останьковским // Выписки из ЦГИАЛ. Архив усадьбы Останкино. М., 1927. Фонд I. П/п № 6. Инв. № 8 (машинопись).
61. Отписки Агапова по театральному делу от 10 августа 1796 г. и от 16 августа 1796 г. // Отписки Агапова по вопросам театра. Архив усадьбы Останкино. М., 1932. Фонд I. П/п № 40. Инв. № 49. № 371, 374 (машинопись).
62. Театральные списки лиц и Списки актрис, танцовщиц, басов, флейтистов учеников, литаврщиков // Выписки из ЦГИАЛ. Архив графа С. Д. Шереметева. Повеления графа Н. П. Шереметева 1795–1805 гг. Архив усадьбы Останкино. М., 1928. Фонд I. П/п № 2. Инв. № 2 (машинопись).
63. Charlton D. Grétry and the growth of the opéra-comique. Cambridge Univ. Press, 1986 (2010). XII, 371 p.
64. Mooser R.-A. L’opéra-comique français en Russie au XVIII siècle. Conches-Genève, 1932. 56 p.
XXI век
Издания и электронные ресурсы
65. Гурилев Лев Степанович // Православная Энциклопедия. Т. XIII. С. 489–490. URL: http://www.pravenc.ru/text/168394.html (дата обращения: 16.11.2015).
66. Дидро Д. О драматической поэзии моему другу господину Гримму // URL: https://philolog.petrsu.ru/filolog/didrodra.htm (дата обращения: 01.11.2015).
67. Ефремова И. Петухова И. Освещение и убранство театрального зала во время спектакля и «воксала» // Осветительные приборы. Коллекция Музея-усадьбы Останкино. М.: Изд. Дом Руденцовых, 2005. С. 33–46.
68. Кондакова М. Д. Останкинский театр // Научные труды МУО. М., 2014. 50 с.
69. Краско А. Три века городской усадьбы графов Шереметевых. Люди и события. М.: Центрполиграф, 2009. 448 с.
70. Луков В. А. Дидро и истоки новой европейской сценичности // Знание. Понимание. Умение [к 300‑летию Дени Дидро] 2013. № 4. С. 121–129.
71. Николай Петрович Шереметев // Культурный календарь. URL: http://cultcalend.ru/event/277 (дата обращения 03.10.2015).
72. Осыков Б. Записки краеведа: Головчино, дворянское гнездо // Наш современник. Очерк и публицистика. URL: http://nash-sovremennik.ru/p.php?y=2006&n=4&id=10 (дата обращения: 05.11.2015).
73. Переписка графа Н. П. Шереметева с Иваром (фр. яз.) // Фотокопия материалов. Архив Музея-усадьбы Останкино. М., 2006. Фонд I. П/п 236. Инв. № 2088.
74. Попова Н. Н. Крепостная актриса. Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова, графиня Шереметева. СПб.: Аврора, 2001. 63 с.
75. Савина Е. В. Роль воксалов в формировании развлекательной культуры дворянского русского общества XVIII века // XXXVII Огаревские чтения. Саранск, 2009. C. 82–90.
76. Сафонова А. А. «Опытъ дружбы» — «Испытание для дружбы»: «московский» Гретри // Старинная музыка. 2015. № 2 (68). С. 13–20.
77. Смит Д. Жемчужина крепостного театра. Документальное повествование об истории запретной любви в екатерининской России / пер. с англ. М. Э. Маликовой. СПб.: ГУ «СПГМТиМИ», 2011. 304 с.
78. Уварова Е. Д. Вокзалы, сады, парки // Развлекательная культура России XVIII–XIX вв.: очерки истории и теории. СПб.: ГИИ, 2000. С. 316–349.
79. Усадьба Кусково в Подмосковье // История русского театра. История маски, куклы и костюма. URL: http://maskball.ru/istoriya_teatra/usadba_kuskovo.html (дата
обращения: 02.10.2015).
80. Федоров В. В. Репертуар Большого театра СССР 1776–1955: в 2 т. Т. I. 1776–1856. N. Y.: Norman Ross Publishing Inc., 2001. 777 с.
81. Шереметевское подворье // Узнай Москву. URL: http://um.mos.ru/houses/sheremetevskoe_podvore (дата обращения: 19.11.2015).
82. Charlton D. Grétry et les connaissances modernes // Grétry, un musicien dans l’Europe des Lumières. Revue des historiens de l’art, des archéologues et des musicologues de l’Université de Liège. Numero 32/2013. Р. 42–48.
83. Child Composers and Their Works: A Historical Survey. (Электронная книга Google). 2009. 224 с. (дата обращения: 09.11.2015).
84. Dratwicki B. Grétry au coeur des modernités de l’Académie royale de musique (1775–1803) // Grétry, un musicien dans l’Europe des Lumières. Revue des historiens de l’art, des archéologues et des musicologues de l’Université de Liège. Numéro 32/2013.Р. 94–114.
85. Ruimi J. La parade de société au XVIII siècle. Une forme dramatique oubliée. Honoré Champion, collection «Les Dix-huitièmes siècles», 2015. 560 p.
86. Wolff Ch. Grétry en Suède : réception et adaptation // Grétry, un musicien dans l’Europe
des Lumières. Revue des historiens de l’art, des archéologues et des musicologues de
l’Université de Liège. Numero 32/2013. Р. 137–142.