Особенности либретто и его музыкального воплощения в опере Я. Л. Задыхина и А. В. Мосолова «Плотина»

Аннотация

В статье выявлены особенности либретто оперы Александра Васильевича Мосолова «Плотина», созданной в сотрудничестве с литератором Яковом Леонтьевичем Задыхиным. «Плотина» — не только крупнейшее сочинение композитора, подытоживающее творческий период 1920-х годов, но и важный экспериментальный опыт в рамках проекта ГАТОБа по созданию жанра советской оперы. Освещены подробности процесса утверждения Комиссией по созданию советской оперы, организованной в театре, личности либреттиста Я. Л. Задыхина, раскрыты некоторые подробности его творческой биографии. Либретто оперы рассматривается как опыт сотрудничества коллектива авторов: композитора, либреттиста и театральных руководителей проекта, Б. В. Асафьева и С.Э.Радлова. Раскрыты особенности основанного на реальных событиях сюжета на индустриальную тему, выявлена специфика литературного языка либретто и использованных лингвистических средств для характеристики персонажей, определены примеры влияния либретто на музыкальное воплощение характеристик персонажей. 
Использованы материалы фондов Российской национальной библиотеки (РНБ), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Цент- 
рального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ).

Использованная литература

1. А. В. Мосолов: статьи и воспоминания / общ. ред. И. А. Барсовой; сост. Н. К. Мешко. М.: Советский композитор, 1986. 207 с.

2. Барсова И. А. Австро-немецкий авангард в России: послереволюционное десятилетие // Музыкальная академия. 2008. № 2. С. 174–182.

3. Барсова И. А. Из неопубликованного архива Мосолова // Советская музыка. 1989. № 7–8. С. 69–75.

4. Барсова И. А. Александр Мосолов: Двадцатые годы // Советская музыка. 1976. № 12. С. 77–87.

5. Барсова И. А. Прогулки по выставке «Москва — Париж»: Творчество Александра Мосолова в контексте советского музыкального конструктивизма 1920-х годов // Она же. Контуры столетия: Из истории русской музыки XX века. СПб.: Композитор, 2007. С. 43–54.

6. Власова Е. С. 1948 год в советской музыке. Документированное исследование. М.: Классика-XXI, 2010. 456 с.

7. Власова Е. С. Советская классическая опера: идеи и реалии // Научный вестник Московской консерватории. Том 11. Выпуск 4 (декабрь 2020). С. 102–131. https://doi. org/10.26176/mosconsv.2020.43.4.006.

8. Воробьёв И. Русский авангард и творчество Александра Мосолова 1920-х — 1930-х годов. Изд. 2-е, испр. СПб.: Композитор, 2006. 324 с.

9. Воробьёв И. С., Синайская А. В. Композиторы русского авангарда. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2007. 160 с.

10. Высоцкая М. C., Григорьева Г. В. Музыка ХХ века. От авангарда к постмодерну: Уч. пособие. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2011. 440 с.

11. Гойови Д. Новая советская музыка 20-х годов / пер. с нем. Н. Власовой. М.: Композитор, 2006. 368 с.

12. Гудзенко П. П. Начало социалистической индустриализации (§ 1 Гл. VIII) // История Украинской ССР в десяти томах. Т. VII: Украинская ССР в период построения и укрепления социалистического общества (1921–1941). Киев: Наукова думка, 1984. С. 162–178.

13. Ким А. В. Из истории оперы «Плотина» А. В. Мосолова // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 3. С. 178–205. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.011.

14. Крученых А., Хлебников В. Слово как таковое. М.: Я. Данкин и Я. Хомутов, 1913. 15 с.

15. Левик С. Ю. Четверть века с оперой. М.: Искусство, 1970. 536 с.

16. Ленинград. В комиссии по созданию советской оперы // Жизнь искусства. 1929. № 16 (14 апреля). С. 14. URL: https://electro.nekrasovka.ru/books/1483 (дата обращения: 22.03.2024).

17. Ленинград. Новые оперы // Жизнь искусства. 1929. № 29 (21 июля). С. 15. URL: https:// electro.nekrasovka.ru/books/2154 (дата обращения: 22.03.2024).

18. Раку М. Г. Оперные штудии. СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2019. 516 с.

19. Радлов С. К советской опере. В порядке дискуссии // Жизнь искусства. 1929. № 1 (1 января). С. 6. URL: https://electro.nekrasovka.ru/books/1467 (дата обращения: 22.03.2024).

20. Соллертинский И. Возможные принципы советской оперы (В порядке обсуждения) // Жизнь искусства. 1929. № 31 (14 августа). С. 3. URL: https://electro.nekrasovka. ru/books/2149 (дата обращения: 22.03.2024).

21. Туфанов А. К зауми: Фоническая музыка и функции согласных фонем: [Стихи и исследование]. Пб.: Издание автора, 1924. 81 с.

22. Sitsky L. Aleksandr V. Mosolov: The Man of Steel // Idem. Music of the Repressed Russian Avant-Garde, 1900–1929. Westport: Greenwood Press, 1994. P. 60–86.