От Скрябина ко второму авангарду: почему всё, что нас окружает, — ​это музыка?

Аннотация

В статье определяется соотношение представлений о музыке А. Н. Скрябина и композиторов послевоенного авангарда. Уникальность мировоззрения Скрябина, сложившегося в момент трансформации романтической идеи о художественности всего мира и о музыке как о сердце всякого художества в авангардную (музыка — ​это всё, что нас окружает), в наибольшей мере отражает проект «Мистерии», ставший истоком экспансии музыки в окружающую нас жизнь. В историко-культурной среде, в которой идеи теургии и теургически-мистериального искусства уже долгое время «носились в воздухе», Скрябин предвидел не локальное, а абсолютное, тотальное слияние музыкального и физического миров — ​такое растворение материи в музыке, которое невозможно в нашем мире и вообразить. Своим поздним творчеством он участвовал в эпохальном перевороте в понимании музыки и музыкального: материал музыки перестал быть полностью отграниченным от реального, физического мира. Этот переворот, именно в данном его ракурсе, почувствовал Дж. Кейдж и по-своему осуществил его на практике.

Использованная литература

1. Дроздецкая Н. К. Джон Кейдж: творческий процесс как экология жизни // Супонева Г. И. Проблемы нотации в музыке ХХ века. Дроздецкая Н. К. Джон Кейдж: творческий процесс как экология жизни. М.: РАМ имени Гнесиных, 1993. С. 75–113.

2. Ерохин В. De musica instrumentalis: Германия. 1960–1990: аналитические очерки. М.: Музыка, 1997. 398 с.

3. Зенкин К. В. Музыка в час «нуль» культуры // Жабинский К. А., Зенкин К. В. Музыка в пространстве культуры. Вып. 2. Ростов-на-Дону: [б. и.], 2003. С. 71–102.

4. История зарубежной музыки. XX век: учебное пособие / отв. ред. Н. А. Гаврилова. М.: Музыка, 2005. 576 с.

5. Конен В. Дж. Театр и симфония. М.: Музыка, 1975. 376 с.

6. Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А. Ф. Форма— Стиль— Выражение. М.: Мысль, 1995. С. 405–602.

7. Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкально-теоретические системы: учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. М.: Композитор, 2006. 632 с.

8. Холопова В. Н. О прототипах функций музыкальной формы // Проблемы музыкальной науки. Вып. 4. М.: Советский композитор, 1975. С. 4–22.