Произведения двух великих русских композиторов, учителя и ученика, рассматриваются в статье как попытки воплотить образы народной веры: Бельский и Римский-Корсаков ищут ее во «тьме» народного сознания и воссоздают как целое с помощью «далеко идущих дополнений»; Стравинский представляет народную веру в том виде, как она является трезвому и даже немного циничному наблюдателю. Тем не менее, в обоих случаях, при всем стремлении авторов с максимальной точностью придерживаться стилистики русского фольклора (духовных стихов в опере, свадебных песен в хореографических сценах), художественное целое выражает смыслы, актуальные для философско-религиозных поисков и дискуссий в среде русской интеллигенции. Римский-Корсаков и Бельский предлагают вниманию образованной публики веру, в их видении более совершенную, чем обычаи и догматы официальной церкви (при этом красота преображенного мира в их сочинении несет на себе печать трагического ухода от действительности). Стравинский и Дягилев преподносят «Свадебку» иностранцам как картины «подлинного православия», возможно, в скрытой полемике с нигилизмом старшего поколения интеллигенции.
1. Антипова Т. В. Историко-культурные основания концепции «Сказания о невидимом граде Китеже» // Николай Андреевич Римский-Корсаков. К 150-летию со дня рождения и 90-летию со дня смерти: сб. статей. М.: Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 2000. (Науч. труды Московской гос. консерватории имени П. И. Чайковского, сб. 30). С. 128–145.
2. Бельский В. И. Замечания к тексту // Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии. Либретто В. И. Бельского. Музыка Н. Римского-Корсакова. Лейпциг: М. П. Беляев, 1906. С. [2].
3. И. Стравинский — публицист и собеседник / ред.-сост. В. Варунц. М.: Советский композитор, 1988. 504 с.
4. Кунин И. Ф. Римский-Корсаков. М.: Молодая гвардия, 1964. (ЖЗЛ, Вып. 10 (385)). 240 с.
5. Луконин Д. Е. «Мессия грядущего дня»: «Сказание о граде Китеже» и споры о русском вкладе в духовное будущее Европы. URL: http://www.rimskykorsakov.ru/lukonin_kitezh. html (дата обращения: 10.09.2012).
6. Пащенко М. В. «Китеж», или русский «Парсифаль»: генезис символа // Вопросы литературы. 1998. №2. С. 145–182. Электронная версия: URL: http://magazines.russ.ru:81/voplit/2008/2/ pa7.html (дата обращения: 10.09.2012).
7. Рахманова М. П. Последние годы / (фрагменты из книги) // Музыкальная академия. 1994. №2. С. 75–89.
8. Рахманова М. П. Н. А. Римский-Корсаков (1890-е и 1900-е годы) // История русской музыки: в 10 т. Т. 9. М.: Музыка, 1994. С. 42–147.
9. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. Изд.
8. М.: Музыка, 1980. 454 с.
10. Римский-Корсаков Н. А. Переписка с В. В. Ястребцевым и В. И. Бельским / сост., автор вступит. статей, коммент., указ. Л. Г. Барсова. СПб.: Санкт-Петербургская гос. консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 2004. 443 с.
11. Римский-Корсаков А. Н. Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество: в 5 вып. Вып. 4. М.: Музгиз, 1937. 171 с.
12. Серебрякова Л. А. «Китеж»: откровение «Откровения» // Музыкальная академия. 1994. №2. С. 90–106.
13. Стравинский И. Ф. Диалоги / пер. с англ. В. А. Линник, послесл. и общ. ред. М. С. Друскина. Л.: Музыка, 1971. 414 с.