Прожектор светит в никуда. По ту сторону оперы

Аннотация

Статья написана в жанре авторского анализа в области музыкального восприятия и имеет две основные грани. С одной стороны, она фокусируется на проблеме восприятия музыкального спектакля сегодня. В центре внимания автора опера как жанр в современных постановках с их типичными признаками
- переиначиванием сюжета и контекста; социально-психологический срез показывает понимание оперы режиссером спектакля, дирижером, музыкантами-исполнителями, театральными критиками и разными группами публики.
С другой стороны, эта статья направлена на детальный анализ зрительско-слушательских установок при восприятии музыкального произведения вообще, оперный спектакль оказывает ся лишь одним из его ярких образцов. Автор (пользуясь методологией и психологическим инструментарием НЛП), сосредотачивает внимание на анализе понимания / переживания музыки, считывания сценической символики, путях внедрения клишированных идей и их преодоления, на особенностях сочетания личных ценностей, убеждений и якорей личных воспоминаний в восприятии текста и контекста. Типы слушателей (зрителей) анализируют ся с учетом их референции при принятии решения (внешней или внутренней), индивидуального набора метапрограмм, стилей мышления и смены позиций восприятия. В контексте оперного спектакля разбирают ся механизмы действия наиболее типичных стереотипов восприятия, манипуляционные схемы в драматургии. Среди оригинальных сценических решений, описываемых в статье, приводятся фрагменты из постановки оперы В. Тарнопольского «По ту сторону тени» в Москве 2015 г., оперы «Борис Годунов» (в постановке Пермского театра оперы и балета, 2015) и др. Опираясь на множественные высказывания людей, не посредственно создающих оперу (режиссеров, дирижеров, оперных певцов), автор предлагает также придерживать ся множественности решений по поводу трактовок современной оперы — с учетом выявленных в статье типов ее восприятия.

Использованная литература

1. Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.-СПб.: Университетская книга, 1999. 445 с. (Книга света).

2. Бодрова Т. Оперу убивают режиссеры. Юрий Темирканов о природе музыки, оперной режиссуре и культурном апокалипсисе // Российская газета. № 174 (5550). 10.08.2011. Полоса 9. URL: http://www.rg.ru/2011/08/10/verbie.html (дата обращения:11.11.2015).

3. Вайткун А. Мария Гулегина: Каждая нота — жизнь! // Белорусский портал TUT.BY. 01.12.2010. URL:http://news.tut.by/culture/206711.html (дата обращения:11.11.2015).

4. Вороной А. «Оперный театр — это прежде всего голос»: [Интервью с Зурабом Соткилавой] // Ежедневные новости. № 120 (1993). 21.10.2005. URL: http://daily.novostivl.ru/archive/?f=ct&t=051021ct03 (дата обращения: 11.11.2015).

5. [Галицкая А.] В Музы кальном театре имени Станиславского — премьера мультимедиа-оперы // ТВ-Культура. Новости культуры. Эфир от 26.03.2015 (10.00). URL:http://tvkultura.ru/article/show/article_id/130804/ (дата обращения: 11.11.2015).

6. Гордеева А. «У меня не т желания понравить ся». Режиссер «Тангейзера» и «Дона Паскуале» Тимофей Кулябин о логике скандала // Мослента: [Сайт о понятной Москве]. 03.07.2015. URL: http://moslenta.ru/article/2015/07/03/kulyabin (дата обращения:11.11.2015).

7. Гриндер Дж., Делозье Дж. Черепахи до самого низа. Предпосылки личной гениальности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. 352 с. (Проект «Магия высшей практической психологии»).

8. Должанский Р. «Пиковая дама» больше не нуждается в защите // Коммерсант.
№ 081 от 31.05.1997. Полоса 003. URL: http://www.kommersant.ru/doc/178609 (дата обращения: 11.11.2015).

9. Карасева М. Професси ональный музы кальный слух в контексте современной практической психологии // Музыкальная академия. 1999. № 4. С. 172–185.

10. Карасева М. Психотехника развития музы кального слуха. М.: Композитор, 2009. 360 с.

11. Карасева М. О ложных маркер-пойнтерах: музы кальные стратегии в фильмах Тарантино // Научный вестник Московской консерватории. 2013. № 3. С. 82–97. URL: http://nv.mosconsv.ru/wp-content/media/Тарантино_НВМК_2013_3.pdf (дата обращения: 11.11.2015).

12. Карась А. Призывая к милости. Юрий Любимов показал «Князя Игоря» на сцене Большого театра // Российская газета. № 123 (6099). 10.06.2013. Полоса 7. URL: http://www.rg.ru/2013/06/10/knyaz-igor.html (дата обращения: 11.11.2015).

13. Карнаухов И. В Перми поставят «Князя Игоря» образца 1890 года // Российская
газета. 25.08.2014. URL: http://www.rg.ru/2014/08/25/reg-pfo/operasezon.html (дата
обращения: 11.11.2015).

14. Касрашвили М. Оперные режиссеры должны любить оперу! Литературная газета. № 25–26 (6514). 24.06.2015. Полоса 8. URL: http://lgz.ru/article/-25‑6514‑24‑06‑2015/opernye-rezhissyery-dolzhny-lyubit-operu-/ (дата обращения: 11.11.2015).

15. Кретова Е. Блеск и нищета режоперы. Музы кальный театр в сезоне 2014/2015 // Московский комсомолец. № 26869. Полоса 4. 27.07.2015. URL: http://www.mk.ru/culture/2015/07/26/blesk-i-nishheta-rezhopery.html (дата обращения: 11.11.2015).

16. Матусевич А. Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес» // Интернет-портал Belcanto.ru. 21.09.2013. URL: http://www.belcanto.ru/13092101.html (дата обращения: 11.11.2015).

17. Муравьева И. Нефть или Чайковский. Что волнует Михаила Плетнева в российской жизни и культуре // Российская газета. № 205 (6181). Полоса 12. 13.09.2013. URL: http://www.rg.ru/2013/09/13/pletnev.html (дата обращения: 11.11.2015).

18. Муравьева И. Царственная не веста: [Интервью с Ольгой Бородиной] // Российская газета. № 282 (6258). 13.12.2013. Полоса 13. URL: http://www.rg.ru/2013/12/13/penie.html (дата обращения: 11.11.2015).

19. Павперов А. «Музыка не должна следовать форме безумия»: Антон Батагов о минимализме, критиках и русском культурном коде // Теории и практики: [Сайт]. 20.02.2015. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/10251‑anton-batagov (дата обращения: 11.11.2015).

20. Поспелов П. Сезон новой бдительности // Ведомости. № 3894. 13.08.2015. URL: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2015/08/12/604586‑opera-stala-odnim-izpoligonov-nastupleniya-tsenzuri (дата обращения: 11.11.2015).

21. Пружанская Э. Интервью с Борисом Стаценко // OperaNews.ru: [Еженедельный интернет-журнал]. 22.11.2009. URL: http://www.operanews.ru/statsenko.html (дата обращения: 11.11.2015).

22. Солнцева А. Традиционно обиженные. О том, почему в России боят ся новизны и сложности // Газета.Ru: [Интернет-издание]. 31.03.2015. URL: http://www.gazeta.ru/comments/column/solnceva/6619449.shtml (дата обращения: 11.11.2015).

23. Тимофеев Я. Битва между «физиками» и «лириками» // Известия. 28.06.2015. URL: http://izvestia.ru/news/588227 (дата обращения: 11.11.2015).

24. Франк Р. Дмитрий Китаенко: «Всегда есть не кая тайна» / пер. К. Лихт // ClassicalMusicNews.Ru: [Дайджест новостей об академической музыке]. 06.04.2015. URL: http://www.classicalmusicnews.ru/interview/dmitriy-kitaenko-vsegda-est-nekayatayna/ (дата обращения: 11.11.2015).

25. Хитров А. Урок «Тангейзера»: 10 заблуждений о театре. 07.04.2015. URL: https://www.teatrall.ru/post/1882‑urok-tangejzera-10‑zabluzhdenij-o-teatre/ (дата обращения: 11.11.2015).

26. Циликин Д. «В конфликте с режиссером дирижер проигрывает»: [Интервью с Марисом Янсонсом] // Росбалт: [Сайт информационного агенства]. 25.04.2015. URL: http://www.rosbalt.ru/piter/2015/04/25/1392027.html (дата обращения: 11.11.2015).