Семьдесят восемь дней и ночей в застенке: композитор Мечислав Вайнберг

Аннотация

Задача статьи — собрать воедино уже достаточно известный материал о жизни и творчестве ком­позитора и осмыслить его судьбу в контексте трагических событий середины ХХ столетия. Ред­кое дарование Вайнберга вкупе с выпавшими на долю музыканта жизненными испытаниями (вой­на, гибель родителей, двойное беженство, арест) прочертили особый след в истории советской музыки. Супруга Вайнберга, Наталья Вовси, была племянницей главного терапевта Советской ар­мии М. Вовси, арестованного по «Делу врачей», и дочерью еврейского актера и режиссера С. Михоэлса, убитого по распоряжению Сталина в 1948 году. Публикуются документы, касающиеся ос­вобождения и реабилитации Вайнберга. Прослежена роль Шостаковича в судьбе Вайнберга, в том числе его усилия по спасению арестованного композитора.

Вайнберг не был художником откровенно трагического плана. Но тема насилия и гибели звучит в его творчестве — то обнаженно (как в Пятой, Шестой и Восьмой симфониях), то приглушенно. Присутствует она и в линии его творчества, связанной с еврейской музыкой (Вайнберг сочинил два цикла «Еврейских песен» на стихи поэтов, писавших на идиш, изд. 1944). Другого рода худо­жественное переживание представилось Вайнбергу осенью 1953 г., через несколько месяцев после освобождения. Шостакович попросил Вайнберга, блестящего пианиста, сыграть с ним в четыре ру­ки новую — Десятую — симфонию перед дирижером Е. Мравинским, чтобы тот имел представление о правильных темпах. Это исполнение осталось уникальным свидетельством эпохи. Слушая Скер­цо из Десятой симфонии (приложена ссылка на аудиозапись), невозможно забыть о том, что этот устрашающий образ зла воспроизвели музыканты, через жизнь которых прошла борозда насилия.

Использованная литература

1. Аллилуева С. Двадцать писем к другу. М.: Известия, 1990. 176 с.

2. Барсова И. Четырехручные переложения в творчестве и музицировании Дмитрия Шостаковича // Дмитрий Шостакович: Исследования и материалы. Вып. 2 / ред.-сост. О. Дигонская, Л. Ковнацкая. М.: DSCH, 2007. С. 185–190.

3. Вовси-Михоэлс Н. Мой отец Соломон Михоэлс. Воспоминания о жизни и гибели. М.: Возвращение, 1997. 237 с.

4. Дорман О. Нота. «Жизнь Рудольфа Баршая, рассказанная им в фильме Олега Дормана». М.: АСТ, Corpus, 2013. 352 с.

5. Композитор Мечислав Вайнберг: нотографический справочник / сост. Н. Сладкова. М.: ВААП-информ, 1985.

6. Моисей Вайнберг // Электронная еврейская энциклопедия. URL: http://www.eleven.co.il/article/10818 (дата обращения 21.04.2014).

7. Мравинский Е. Записки н а память. Дневники. 1 918–1987. С Пб.: Искусство—СПБ, 2004. 656 с.

8. Музыкальная династия «Крейн и Кº». К юбилею композиторов Александра и Юлиана Крейнов: буклет выставки. М.: ГЦММК им. М. И. Глинки, 2014.

9. Никитина Л. «Почти любой миг жизни — работа». Страницы биографии и творчества Мечислава Вайнберга // Музы кальная академия. 1994. № 5. С. 17–24.

10. Никитина Л. Симфонии М. Вайнберга. М.: Музыка, 1972. 207 с.

11. Николаев А. О творчестве М. Вайнберга // Советская музыка. 1960. № 1. С. 40–47.

12. Ольхович Л. Вайнберг // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. I. М.: Советская энциклопедия; Советский композитор, 1973. Кол. 649–650.

13. Письма к другу: Письма Д. Д. Шостаковича к И. Д. Гликману / сост. и комментарий И. Д. Гликмана. М.: DSCH; М. — СПб: Композитор, 1993. 335 с.

14. Сорель М. Смятая жизнь. М.: ЭГСИ, 2002. 160 с.

15. Сталин и космополитизм. Документы Агитпропа ЦК КПСС 1945–1953 / сост. Д. Г. Наджафов, З. С. Белоусова; отв. ред. Д. Г. Наджафов. М.: Международный фонд “Демократия”, Материк 2005. 768 с. (Россия. ХХ век. Под ред. академика А. Н. Яковлева)

16. Судьба еврейского театра в России. ХХ век: исследования, архивы, би блиография / сост. А. А. Колганова, ред. Н. И. Быкова. М.: ГПНТБ России, 2001. 216 с.

17. Уголовный Кодекс. Официальный текст с изменениями на 1-е августа 1948 г. и с приложением постатейно-систематизированных материалов. М.: Юриздат, 1948. 216 с.

18. Якубов М. Мечислав Вайнберг: «Всю жизнь я жадно сочинял музыку» // Утро России. № 7 (67). 16–22 февраля 1995.