Задача создания советской классической оперы в сталинский период была в музыке приоритетной. Она определялась директивными документами — постановлениями ЦК ВКП(б) и редакционными статьями в газете «Правда». Рождение советской оперы должно было стать показателем эффективности государственной политики в области музыки. Государство не жалело для осуществления этой задачи ни организационных сил, ни материальных средств, сконцентрированных по преимуществу в главном театрально-музыкальном институте страны — Большом театре, который курировал Сталин. На основании архивных документов рассматриваются осуществленные и неосуществленные оперные проекты Большого театра; анализируются редакционные статьи газеты «Правда» 1951 года, посвященные советской опере; выявляются стереотипные признаки советского оперного жанра сталинского времени. Делается вывод о том, что проект создания «советской классической оперы» потерпел крах прежде всего из-за преобладания в государственном оперном заказе идеологических мотиваций, тяготевших над художественными критериями, которые диктовали оперная традиция и современная творческая жизнь.
- Артизов А. Н., Наумов О. В. (сост.) Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б)-ВКП(б), ВЧК-ОГПУ-НКВД о культурной политике. 1917–1953 гг. М.: Международный фонд «Демократия», 2002. 626 с.
- Балетная фальшь // Советская музыка. 1936. № 2. С. 6–8.
- Варунц В. П. (ред.-сост.) Прокофьев о Прокофьеве. Статьи и интервью. М.: Советский композитор, 1991. 285 с.
- Верховцев И. Печальный акт // Советское искусство. 1951. 6 марта. C. 3.
- Власова Е. С. Венера Милосская и принципы 1789 года // Музыкальная академия. 1993. № 2. С. 154–159.
- Власова Е. С. Пленум Совета Всероскомдрама. Фрагмент стенограммы, посвященный музыкальным вопросам (18–19 декабря 1931 года) // Музыкальная академия. 1993. № 2. С. 160–177.
- Власова Е. С. 1948 год в советской музыке. Документированное исследование. М.: Классика-XXI, 2010. 456 с.
- Грошева Е. А. (сост.) Юрий Александрович Шапорин. Литературное наследие, статьи, письма. Статьи о творчестве Ю. А. Шапорина. Воспоминания современников. М.: Советский композитор, 1989. 434 с.
- Декада украинского искусства в Москве // Правда. 1951. 26 июня. С. 1.
- Ефимов Е. Б. Сумбур вокруг «сумбура» и одного «маленького журналиста». М.: Флинта, 2006. 96 с.
- Ковалев А. М. «Труды и грехи…» Воспоминания дирижера // Труды ГЦММК имени М. И. Глинки. Альманах. Вып. 3 / ред. М. П. Рахманова, М. В. Есипова. М.: Дека-ВС, 2007. 912 с.
- Лобачева Н. А. Повесть о настоящем человеке: 60 лет спустя. М.: Композитор, 2008. 246 с.
- Максименков Л. В. Сумбур вместо музыки. Сталинская культурная революция 1936–1938. М.: Юридическая книга, 1997. 320 с.
- Медведев Р. А. К суду истории: о Сталине и сталинизме. М.: Время, 2011. 656 с.
- Мурадели В. И. Из моей жизни. Рассказы о музыке. М.: Музыка, 1980. 38 с.
- Неудачная опера. О постановке оперы «От всего сердца» в Большом театре» // Правда. 1951. 19 апреля. С. 2–3.
- Об опере «Богдан Хмельницкий» // Правда. 1951. 20 июля. C. 2.
- Открытие декады украинского искусства в Москве // Правда. 1951. 16 июня. С. 1.
- От редакции // С оветская музыка. 1936. № 2. С. 8.
- Против идеологических извращений в литературе // Правда. 1951. 2 июля. С. 1.
- Раку М. Г. Оперные штудии. СПб: Издательство им. Н. И. Новикова, 2019. 516 с.
- Сообщение ТАСС // Советская музыка. 1936. № 2. С. 3.
- Статистическая таблица ЦСУ СССР «Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих по отраслям народного хозяйства СССР в 1940, 1945, 1950–1955 гг.». [Электронный ресурс.] URL: https://ihistorian.livejournal.com/412544.html (дата обращения: 29.07.2020).
- Сумбур вместо музыки // Советская музыка. 1936. № 2. С. 4–5.
- Твардовский А. Т. Из рабочих тетрадей // Знамя. 1989. № 8. С. 12–63.
- Шостакович Д. Д. Декларация обязанностей композитора // Рабочий и театр. 1931. № 31. С. 6.
- Шостакович Д. Д. «Еще раз об опере “Грозный год”» // Советская музыка. 1953. № 10. С. 30–31.
- Frolova-Walker M. The Soviet Opera Project: Ivan Dzerzhinsky vs. Ivan Susanin // Cambridge Opera Journal. Vol. 18. No. 2 (July, 2006). P. 181–216.
- Yekelchyk S. Diktat and Dialogue in Stalinist Culture: Staging Patriotic Historical Opera in Soviet Ukraine, 1936–1954 // Slavic Review. Vol. 59. No. 3 (Autumn 2000). P. 597–624.
- Zuk P., Frolova-Walker M. (eds.) Russian Music Since 1917. Oxford University Press, 2017. 436 p.