Статус художественного объекта в русской философии всеединства

Аннотация

В статье анализируется эстетика, возникшая в русской философии всеединства под влиянием немецкой философии (Фихте, Шеллинг, Гегель). Согласно эстетической концепции В. С. Соловьева, предмет получает статус художественного объекта в том случае, если в нем обнаруживается предвосхищение будущего всеединого, абсолютно цельного состояния мира. В концепции С. Л. Франка Абсолют-всеединство понимается не как конечное состояние мира, а как его постоянное основание. Оно очевидно человеку в себе самом, но в природных объектах скрыто. Искусство способно так представить предмет природы, что в нем становится видно абсолютное основание всего существующего. Согласно эстетике Франка, искусство обязательно обладает мистической, религиозной глубиной.

Использованная литература

1. Соловьев В. С. Красота в природе // Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. / общ. ред. и сост. А. В. Гулыги, А. Ф. Лосева; примеч. С. Л. Кравца и др. Т. II. М.: Мысль, 1988. С. 351–389. (Философское наследие. Т. 105).

2. Соловьев В. С. Общий смысл искусства // Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. / общ. ред. и сост. А. В. Гулыги, А. Ф. Лосева; примеч. С. Л. Кравца и др. Т. II. М.: Мысль, 1988. С. 390–404. (Философское наследие. Т. 105).

3. Франк С. Л. Мистика Райнера Марии Рильке // Путь. 1928. № 12. C. 47–75; № 13. С. 37–52.

4. Франк С. Л. Непостижимое // Франк С. Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. С. 183–559.

5. Чаадаев П. Я. Философические письма // Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма: в 2 т. Т. I. М.: Наука, 1991. С. 320–440. (Памятники философской мысли).