Там, где кончается музыка, вступает слово… (Голос в инструментальных сочинениях Николая Корндорфа)

Аннотация

Особое использование человеческого голоса в творчестве Корндорфа: пение без слов одного из исполнителей-инструменталистов как превышение достигнутого уровня выразительности и выход за пределы возможного, — рассматривается в контексте характерного для композитора синтеза техник и музыкально-языковых приемов различной жанровой природы. Материалом анализа послужили Пассакалия для виолончели соло (1997) и «речевая композиция» «Welcome!» для женского хора и инструментов (1995). Голос в инструментальных сочинениях Кондорфа — это символ Слова, обращения, послания, не выразимого на вербальном языке и относящегося к «невербальной семантике». Интонация-слово Корндорфа стоит в одном ряду с такими явлениями в творчестве композитора, как интонация-тембр (особый, сонористический план) и интонация-жест (в случае использования инструментального театра)

Использованная литература

1. Ивашкин А. «…Я ведь пишу “нетленку”»… // Музыкальная академия. 2002. №2. С. 70–72.

2. Корндорф Н. «В честь Альфреда Шнитке (AGSCH)» // Альфреду Шнитке посвящается. Вып. 8. М.: Композитор, 2011. С. 280–289.

3. Корндорф Н. Я безусловно ощущаю себя русским композитором // Музыкальная академия. 2002. №2. С. 52–64.

4. Михайлов  А. В. Слово и музыка: Музыка как событие в истории Слова // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова. Материалы научных конференций. Научные труды Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 36. Редакторы-составители: Е. И. Чигарева, Е. М. Царева, Д. Р. Петров. М.: Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 2002. С. 6–23.

5. Чигарева Е. Николай Корндорф: возвращение в Россию // Музыкальная академия. 2011. №4. C. 65–68.

6. Чигарева Е. И. О «невербальной семантике» в музыке Моцарта // Семантика музыкального языка. Материалы научной международной конференции 27–28 февраля 2002 года / Отв. ред. Э. П. Федосова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. С. 223–227.

7. Чигарева  Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени: Художественная индивидуальность. Семантика. М.: УРСС, 2000. 279 с.