Theology of Bach’s Passions through Herzliebster Jesu by J. Heermann: Lutheran Theosis?

Богословие Страстей И. С. Баха сквозь призму песни И. Хермана Herzliebster Jesu: феосис по-лютерански?
Аннотация

Статья представляет собой опыт интерпретации «Страстей по Иоанну» и «Страстей по Матфею» И. С. Баха как единой богословской концепции, состоящей из двух частей. Эту концепцию можно считать своеобразным аналогом восточнохристианской идеи обожения (феосиса); ее основы заложил М. Лютер, однако в завершенном виде она складывается в Страстях Баха, который опирался на традиции лютеранского благочестия, представленные прежде всего в церковных песнях. Согласно содержащейся в статье гипотезе Бах не случайно использовал в обоих Пассионах различные строфы Страстно́й песни И. Хермана «Возлюбленный Иисусе»: чтобы изложить собственную версию учения об Искупительной Жертве, он объединяет, вслед за Херманом, богословские мотивы мессианства Иисуса и воплощения в Его фигуре Божественной Любви. Сложное соотношение этих мотивов 
получает отражение в музыкальной символике двух шедевров и в особенностях их либретто. При этом в статье оспаривается распространенная в западном музыковедении точка зрения, согласно которой «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею» выражают две противоположные, взаимоисключающие теории искупления, якобы сосуществовавшие в лютеранстве с самого начала его истории.

Использованная литература

1.  Козлов М. Протестантизм.  URL:  https://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=275 (дата обращения: 10.07.2019).

2.  Насонов Р. А. Путь Спасения, пройденный с И. С. Бахом (осмысление евангельского текста в «Страстях по Иоанну») // Музыка и проповедь. К интерпретации наследия И. С. Баха. М., 2006 С. 64–80. (Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского; Сб. 56).

3.  Огицкий Д., Козлов М. Православие и Западное христианство: Учебное пособие для духовных семинарий и духовных училищ. М.: Отчий дом, 1995. 176 с. URL: http://ипби.рф/images/Bibl/PZH.pdf (дата обращения: 10.07.2019).

4.  Althaus P. The Theology of Martin Luther / t ransl. by Robert C. Schultz. Philadelphia: Fortress, 1966. XV, 464 P.

5.  Aulén G. Christus Victor. An Historical Study of the Three Main Types of the Idea of the Atonement / authorized transl. by Arthur Gabriel Hebert. London: SPCK, 1931. 179 p.

6.  Axmacher E. “Aus Liebe will mein Heyland sterben”: Untersuchungen zum Wandel des Passionsverständnisses im frühen 18. Jahrhundert. Neuhausen-Stuttgart: Hänssler, 1984. 257 S. (Beiträge zur theologischen Bachforschung, 2).

7.  Berger K. Bach’s Cycle, Mozart’s Arrow: An Essay on the Origins of Musical Modernity. Berkeley, Calif.; London: University of California Press, 2007. XI, 420 p. (Simpson Book in the Humanities).

8.  Chafe E. J. S. Bach and Johannine Theology. The St. John Passion and Cantatas for Spring 1725. New York: Oxford University Press, 2014. XII, 608 p.

9.  Evenson, George O. Critique of Aulén’s Christus Victor // Concordia Theological Monthly. Vol. 28. No. 10 (October 1957). P. 738–749.

10.  Gardiner J. E. Music in the Castle of Heaven: A Portrait of Johann Sebastian Bach. London: Penguin, 2014. XXXIV, 629, [24] p. (= Гардинер Дж. Э. Музыка в Небесном Граде. Портрет Иоганна Себастьяна Баха / п ер. с англ. Р. Насонова и А. Андрушкевич. М.: Rosebud, 2019. 928 с.).

11.   Pelikan J. Bach Among the Theologians. Eugene, Or.: Wipf & Stock, 2003. XIV, 158 p.