В статье прослеживается история двух неосуществленных оперных замыслов А. Г. Рубинштейна конца 1850 — начала 1860-х годов: оперы «Бросок камня, или Жертва за жертвой» на либретто, специально заказанное композитором Ф. Геббелю, и оперы «Росвита», над которой Рубинштейн начал работать совместно с либреттистом М. Гартманом. Важнейшим источником для статьи послужили неопубликованные письма Рубинштейна и рукописные варианты либретто «Росвиты», хранящиеся в Венской библиотеке в Ратуше и в Кабинете рукописей Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). В статье раскрываются особенности работы композитора над оперным текстом, причины того, почему оба сочинения так и не были написаны, а также значение двух этих проектов в контексте эволюции оперного творчества Рубинштейна.
1. Баренбойм Л. А. Антон Григорьевич Рубинштейн: Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. Т. 1: 1829–1867. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1957. 455 с.
2. Баренбойм Л. А. Антон Григорьевич Рубинштейн: Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. Т. 2: 1867–1894. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1962. 492 с.
3. Висковатов П. А. Мое знакомство с А. Г. Рубинштейном // Русский вестник. 1896. № 4. С. 231–242.
4. Гаспаров М. Л. Хротсвита Гандерсгеймская // Памятники средневековой латинской литературы. X–XI века / отв. ред. М. С. Касьян. М.: Наука, 2011. 895 с.
5. Грумад Е. В. Автографы А. Г. Рубинштейна в фондах Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства // Антон Григорьевич Рубинштейн: сб. ст. / сост. и отв. ред. Т. З. Сквирская. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2016. С. 80–92. (Петербургский музыкальный архив; вып. 13).
6. Де Вет Р. Из неизданной переписки А. Г. Рубинштейна с зарубежными корреспондентами (1848–1894) // Антон Григорьевич Рубинштейн: сб. ст. / сост. и отв. ред. Т. З. Сквирская. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2016. С. 109–159. (Петербургский музыкальный архив; вып. 13).
7. Заливадный М. С. Три письма французских музыкантов А. Г. Рубинштейну // Антон Григорьевич Рубинштейн: сб. ст. / сост. и отв. ред. Т. З. Сквирская. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2016. С. 168–172. (Петербургский музыкальный архив; вып. 13).
8. Карельский А. Фридрих Геббель // Геббель Ф. Избранное: в 2 т. / сост. и пер. с нем. под ред. А. Карельского и В. Маликова; предисл. и коммент. А. Карельского. М.: Искусство, 1978. Т. 1. С. 5–76.
9. Моисеев Г. А. Неизданные письма А. Г. Рубинштейна к баронессе Э. Ф. фон Раден // Музыкальная академия. 2014. № 3. С. 44–54.
10. Рубинштейн А. Г. Литературное наследие: в 3-х т. Т. 2: Письма (1850–1871) / сост., текстолог. подготовка, коммент. и вступит. статья Л. А. Баренбойма. М.: Музыка, 1984. 222 с.
11. Сквирская Т. З. Из неизданной переписки Антона Рубинштейна, хранящейся в Библиотеке Петербургской консерватории // Антон Григорьевич Рубинштейн: сб. ст. / сост. Т. А. Хопрова. СПб.: Канон, 1997. С. 173–188.
12. Bendel F. Theodor Bradsky’s dreiactige lyrische Oper “Roswitha” // Neue Zeitschrift für Musik. 1866. № 21. 18. Mai. S. 174–175.
13. Briefe von Moritz Hartmann / ausgewählt und eingeleitet von R. Wolkan. Wien u. a.: Rikola, 1921. 165 S.
14. Deutsches Dichterbuch aus Österreich / hg. von K. E. Franzos. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1883. 338 S.
15. Friedrich Hebbel. Tagebücher. Vierter Band: 1854–1863. Paderborn: Salzwasser, 2015 (Nachdruck des Originals von 1905). 472 S.
16. Friedrich Hebbel Werke: in 5 Bdn. Bd. 2 / hg. von G. Fricke, W. Keller und K. Pörnbacher. München: Carl Hanser, 1964. 748 S.
17. Friedrich Hebbels Briefwechsel mit Freunden und berühmten Zeitgenossen / hg. von F. Bamberg. Bd. 2. Berlin: G. Grote’sche Verlagsbuchhandlung, 1892. 616 S.
18. Leuckfeld J. G. Antiqvitates Gandersheimenses. Oder Historische Beschreibung Des Uhralten Käyserl. Freyen Weltlichen Reichs-Stiffts Gandersheim <…>. Wolfenbüttel, 1709. 488 S.
19. Litzmann B. Clara Schumann. Ein Künstlerleben: Nach Tagebüchern und Briefen. Bd. 3: Clara Schumann und Ihre Freunde 1856–1896. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1908. 642 S.
20. Rodenberg J. Meine persönlichen Erinnerungen an Anton Rubinstein. Nebst Briefen // Deutsche Rundschau. 1895. Bd. 82 (Januar — März). S. 242–262.
21. Roswitha: Oper in drei Akten (1864) // Moritz Hartmann’s Gesammelte Werke. Bd. 2. Stuttgart: Verlag der Cotta’schen Buchhandlung, 1874. S. 361–422.
22. Schmidt L. Zur Geschichte der Märchenoper: Inaugural-Dissertation der Philosophischen Fakultät der Universität zu Rostock zur Erlangung der Doktorwürde. Halle: Otto Hendel, 1895. 93 S.
23. Stolte H. “Ein Steinwurf oder Opfer um Opfer”. Zur Interpretation von Friedrich Hebbels Operntext // Stolte H. Im Wirbel des Seins: Erkundungen über Hebbel. Heide: Boyens, 1991. S. 457–487.