Жак Гандшин в поисках своей науки. Письма Карлу Крумбахеру

Аннотация

Российский швейцарец Жак Гандшин (Jacques Handschin, 1886, Москва — 1955, Базель) — крупный историк-музыковед середины ХХ века, специалист по западноевропейскому Средневековью. Известен также интерес Гандшина к музыкальной византинистике, однако истоки этого интереса до последнего времени оставались совершенно не изучены. Данная статья вводит в научный оборот два письма молодого Гандшина великому не мецкому византологу Карлу Крумбахеру, не давно обнаруженные в Баварской национальной библиотеке (Мюнхен). Письма датированы летом и осенью 1908 года. В них юный Гандшин (которому тогда исполнилось лишь 22 года) обращается к крупнейшему специалисту по византологии с просьбой подсказать ему тему для диссертационного ис- следования и, по возможности, принять под свое научное покровительство. Письма показывают, что мысль об академической (более того, тогда не музыкальной, а филологической) византинистике лежала у самых истоков научной мысли Гандшина, то есть еще в период его работы в России. Желанию стать византологом не суждено было сбыться. Тем не менее, в годы жизни ученого на Западе (1920–1955) именно византинистика — как материал, а равно и как склад научной мысли — во многом обозначила тот особый стиль Гандшина-ученого, который сегодня не мало занимает исследователей его творчества. Она же стала способом мысленного возвращения ученого в его первое отечество, в Россию. Неслучайно до конца своих дней он подписывал работы как «Жак Гандшин, Базель, прежде Санкт-Петербург».

Использованная литература

1. Бородин О. Р. Географические знания // Культура Византии: в 3 т. Т. II. М.: Наука, 1989. С. 335–365.

2. Бородин О. Р. Развитие географии в поздней Византии // Культура Византии: в 3 т. Т. III. М.: Наука, 1991. С. 376–394.

3. Бородин О. Р. Развитие географической мысли // Культура Византии: в 3 т. Т. I. М.: Наука, 1984. С. 432–466.

4. Гандшин Я. Что такое орган? // Музыкальный современник. 1915. Книга 3. Ноябрь. С. 53–63.

5. Готлиб А. Прокопий, историк // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. 25 (49). СПб.: Семеновская Типо-Литография И. А. Ефрона, 1898. С. 387–388.

6. Князева Ж. В. Жак Гандшин в воспоминаниях Елены Агриколы // Старинная музыка. 2011. № 3–4. С. 41–52.

7. Князева Ж. В. Из истории одной исчезнувшей диссертации // Opera Musicologica. 2011. № 1 (7). С. 40–76.

8. Медведев И. П. Петербургское византиноведение. Страницы истории. СПб.: Алетейа, 2006. 334 с.

9. Панченко Б. А. О «Тайной истории» Прокопия // Византийский временник. Т. II. СПб, 1895. С. 24–57, 340–371; Т. III. СПб., 1896. С. 96–117, 300–316, 461–527; Т. IV. СПб., 1897. С. 402–451.

10. Скржинская Е. Ч. Иордан и его «Гетика» // Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Гетика). СПб.: Алетейа, 2013. С. 9–58.

11. Удальцова З. В. Косьма Индикоплов и его «христианская топография» // Культура Византии: в 3 т. Т. I. М.: Наука, 1984. С. 467–477.

12. Чекалова А. А. Прокопий Кесарийский: личность и творчество // Прокоп Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М.: Наука, 1993. С. 421–456.

13. Baumgartner A. Dr. M. Lauer und das zweite Buch des Môses Chorenazi. Lpz. [o. V.], 1885. 24 S.

14. Baumgartner A. Zur Geschichte und Literatur der Griechischen Sternbilder. Vortrag gehalten in der Basler Historischen und Antiquarischen Gesellschaft am 15. Februar 1904. Basel: in Kommission bei C. F. Lendorff. 1904. 42 S.

15. Bury J. B. History of the Later Roman Empire from the Death of Theodosius I to the Death of Justinian. L.: Macmillan, 1923. 542 p.

16. Busse-Berger A. M. Medieval Music and the Art of Memory. University of California Press, 2005. 304 p.

17. Dahn F. Prokopius von Cäsarea. Ein Beitrag zur Historiographie der Völkerwanderung und des sinkenden Römertums. Berlin: Mittler u. Sohn, 1865. VI, 504 S.

18. Handschin J. Das Zeremonienwerk Kaiser Konstantins und die sangbare Dichtung. Basel: F. Reinhardt, 1942. 112 S.

19. Handschin J. Musikgeschichte im Überblick. Luzern: Räber & Cie, 1948. 432 S.

20. Handschin J. Sur quelques tropaires grecs traduits en latin // Annales musicologiques (2). Société de musique d’autrefois, 1954. P. 27–60.

21. Handschin J. Trope, Sequence, and Conductus // The New Oxford History of Music (II). L.: Oxford University Press, 1952. P. 128–174.

22. Haury J. Procopiana // Programm des königlichen Realgymnasiums von Augsburg für das Schuljahr 1890/91. Augsburg (o. V.), 1891. S. 9–27.

23. Haury J. Procopiana II // Programm des königlichen Realgymnasiums von München: 1892/93. München: J. G. Weiss, 1893. 43 S.

24. Haury J. (Hrsg). Procopii Caesariensis Opera omnia. 4 Bde. Lpz.: Teubner, 1905–1913.

25. Heisenberg A. J. Haury // Berliner Philologischen Wochenschrift 29 (1909). № 31–32. S. 961–976.

26. Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. München: C. H. Beck, 1978. 528 S.

27. Kirnbauer M. «Tout le monde connaî la schola». Eine Spurensuche zur Vorgeschichte der Schola Cantorum Basiliensis // Basler Jahrbuch für Historische Musikpraxis. 2008 (32). S. 145–157.

28. Kirnbauer M., Zimmermann H. Wissenschaft in „keimfreier Umgebung”? Musikforschung in Basel 1900–1960 // Musik im Exil. Die Schweiz und das Ausland: 1918–1945. Hg. v. Ch. Walton, A. Baldassare. Bern–Berlin–Bruxelles: Peter Lang, 2005. S. 322–345.

29. Kniazeva J. Jacques Handschin in Russland. Die neu aufgefundenen Texte. Hg. vom Musikwissenschafftlichen Institut der Universität Basel. Red. M. Kirnbauer und U. Mosch. Basel: Schwabe Verlag, 2011. 1045 S.

30. Leech-Wilkinson D. The Modern invention of Medieval Music. Cambrige: Cambridge University Press, 2002. 346 p.

31. Maier M. „Man weiß nicht, wozu es gut ist”. Jacques Handschin, Ernst Kurth und der Münchener Lehrstuhl für Musikwissenschaft // Jahrbuch des Staatlichen Instituts für Musikforschung Preußischer Kulturbesitz. Hg. v. G. Wagner. Stuttgart–Weimar: J. B. Metzler-Verlag, 2002. S. 280–294.

32. Maier M. Jacques Handschins Kategorie Toncharakter im Licht der mathematischen Kombinatorik // Archiv für Musikwissenschaft. B. 69. H. 3. (2012). S. 251–262.

33. Maier M. Curtius, Handschin und ihre Bücher von 1948 // Archiv für Musikwissenschaft. B. 71. H. 4. (2014). S. 291–306.

34. Moravcsik Gy. Byzantinoturcica 1: Die byzantinischen Quellen der Geschichte der Türkvölker. Leiden: Brill, 1983. 609 S.

35. Procopii Caesarensis Opera omnia. Rec. J. Haury, G. Wirth. T. I – IV. Lipsiae: Teubner, 1962–1964.

36. Stroux Ch. Jacques Handschin: Index scriptorium // In memoriam Jacques Handschin. Ed. H. Anglès, G. Birkner [u. A.]. Strasbourg: P. H. Heitz, Argenorati apud, 1962. S. 2–26.