Звуковой ряд как музыка: о новых путях в изучении киноискусства

Аннотация

В статье предлагается новая концепция восприятия звукового пространства фильма в качестве упорядоченной шумовой партитуры — ​своего рода конкретной музыки. Логичность пропорций, а также общие закономерности развития, присущие такого рода шумовому саундтреку, можно рассматривать как результат продуманной творческой работы. Подробный анализ «Дней жатвы» Терренса Малика подтверждает идею о том, что сформулированное Кейджем понятие «организация звука» в полной мере применимо к саундтрекам фильмов, где диалоги по воле режиссера могут отходить на второй план.

Использованная литература

1. Balazs В. Theory Of The Film (Character And Growth Of A New Art). L.: Dennis Dobson Ltd., 1952. 292 p.

2. Bellour R. The Unattainable Text // Screen 16. № 3 (Autumn, 1975). P. 23–24.

3. Brown R. S. Overtones and Undertones: Reading Film Music. Berkeley: University of California Press, 1994. 396 p.

4. Burt G. The Art of Film Music. Boston: Northeastern University Press, 1994. 266 p.

5. Cage J. The Future of Music: Credo // Silence, 3. P. 3–6.

6. Chion M. Audio-Vision: Sound on Screen, trans. Claudia Gorbman. N. Y.: Columbia University Press, 1994. 239 p.

7. Chion M. Le Son au cinema. P.: Cahiers du cinéma, 1985. 224 p.

8. Evans M. Soundtrack: The Music of the Movies. N. Y.: Hopkinson and Blake, 1975. 303 p.

9. Gorbman C. Unheard Melodies: Narrative Film Music. Bloomington: Indiana University Press, 1987. 190 p.

10. Kerman J. Write All These Down: Essays on Music. Berkeley: University of California Press, 1994. 359 p.

11. Kramer L. Musical Meaning: Toward a Critical History. Berkeley: University of California Press, 2002.

12. McClary S. Conventional Wisdom: The Content of Musical Form. Berkeley: University of California Press, 2001. 205 p.

13. Metz C. Aural Objects / trans. by G. Gurrieri // Film Sound: Theory and Practice. N. Y.: Columbia University Press,
1985. P. 154–161.

14. Meyer L. B. Emotion and Meaning in Music. Chicago: University of Chicago Press, 1956. 307 p.

15. Palmer C. The Composer in Hollywood. L.: Marion Boyars, 1990. 346 p.

16. Prendergast R. M. Film Music: A Neglected Art. N. Y.: W. W. Norton & Company, 1977. 268 p.

17. Rothstein E. Emblems of Mind: The Inner Life of Music and Mathematics. N. Y.: Avon Books, 1995. 263 p.

18. Schreger C. Altman, Dolby, and the Second Sound Revolution // Film Sound: Theory and Practice / ed. by E. Weis
and J. Belton. N. Y.: Columbia University Press, 1985. P. 348–355.
Первоначально эссе имело другое название: «The Second Coming of Sound»; первая публикация: Film Comment 14, № 5 (September–October 1978).

19. Thomas T. Music for the Movies. Cranbury, N. J.: A. S. Barnes and Co., 1973. 270 p.