Бергсонизм в философии музыки: «негативная эстетика» Владимира Янкелевича

Аннотация

В своей концепции музыкального творчества французский философ Владимир Янкелевич (1903–1985) во многом опирался на идеи Бергсона, который полагал, что из всех искусств именно музыка наилучшим образом передает «чистую длительность». Музыка по самой своей сути — темпоральное искусство, и с этим связаны, по Янкелевичу, присущие ей парадоксы: экспрессивности и не экспрессивности, повторения и новизны и др. Музыка и философия сходны в том, что обе, каждая по-своему, пытаются «выразить невыразимое», не что такое, что коренится в глубине человеческого опыта, самого существования. Тема невыразимого — одна из ведущих в творчестве Янкелевича — в осходит к мистической традиции. В его работах о музыке она выступила в особой форме, получившей название «не гативной эстетики» (по аналогии с «негативной теологией»). По словам одного из исследователей, философ «противопоставляет чудо творчества империализму знания».

Использованная литература

1. Бергсон А. Введение в метафизику / пер. В. Флёровой // Бергсон А. Собрание сочинений: в 5 т. Т. V. СПб.: М. И. Семенов, 1914. С. 3–47.

2. Бергсон А. Возможное и действительное / пер. с франц. И. И. Блауберг // Бергсон А. Избранное: Сознание и жизнь. М.: РОССПЭН, 2010. С. 151–163.

3. Бергсон А. Философская интуиция // Бергсон А. Избранное: Сознание и жизнь. М.: РОССПЭН, 2010. С. 164–180.

4. Бергсон А. Смех / пер. И. Гольденберга // Французская философия и эстетика XX века. Вып. 1. М.: Искусство, 1995. С. 9–104.

5. Майкапар А. Е. Музыка у Пруста // В сторону Пруста… (Моне, Дебюсси и другие). М.: Художник и книга, 2001. С. 33–46.

6. Марсель Г. Бергсонизм и музыка // Логос. 2009. № 3: Бергсон. С. 209–217.

7. Паскаль Б. Мысли / пер. с франц. Ю. Гинзбург. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1995. 480 с.

8. Ровенко Е. В. Анри Бергсон: «музыка Дебюсси — это музыка “la durée”» // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 1. С. 8–33.

9. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. 496 c.

10. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Собрание сочинений: в 5 т. Т. I. М.: Московский клуб, 1992. 396 с.

11. Ямпольская А. О радости: Бергсон и Янкелевич // Логос. 2009. № 3: Бергсон. С. 70–81.

12. Янкелевич В. Ирония / пер. с франц. В. В. Большакова // Янкелевич В. Ирония. Прощение. М.: Респу блика, 2004. C. 6–140. (Библиотека этической мысли).

13. Bergson H. Introduction à la métaphysique // Bergson H. La pensée et le mouvant. P.: Presses universitaires de France, 1966. P. 201–255.

14. Entretien // L’Arc. P., 1979. P. 7–12.

15. Jankélévitch V. L’irréversible et la nostalgie. P.: Flammarion, 1974. 396 p.

16. Jankélévitch V. La musique et l’ineffable. P.: Armand Colin, 1961. 198 p.

17. Jankélévitch V. Le je-ne-sais-quoi et le presque-rien. P.: Presses universitaires de France, 1957. 266 p.

18. Jankélévitch V., Berlowitz B. Quelque part dans l’inachevé. P.: Gallimard, 1978. 320 p.

19. Lawlor L. The challenge of bergsonisme. L.: Continuum, 2003. 150 p.

20. Svak J. Vladimir Jankélévitch, cet incompris // Revue philosophique de la France et de l’étranger. 1985. T. 175. No. 4. P. 577–581.

21. Tilliette X. Une Kitiège de l’âme. L’éthique de Vladimir Jankélévitch // L’Arc. No. 75. Aix-en-Provence, 1979. P. 65–73.

22. Vax L. L’esthétique négative de Vladimir Jankélévitch // Revue philosophique de la France et de l’étranger. 1964. T. 154. P. 371–377.