Берлинский период в творчестве Веры Дуловой: 1927–1929 годы

Аннотация

В статье рассматривается пребывание известной русской арфистки Веры Дуловой в Берлине с 1927 по 1929 годы. Этот период имел огромное значение для последующего творчества арфистки и вышел далеко за рамки обучения как такового. Два года, проведенные в столице Германии, фактически сформировали комплекс основных направлений деятельности Дуловой, получивший свое развитие в последующем, и образовали второй этап (после Московской консерватории) в профессиональном становлении Веры Дуловой. Арфистка была направлена в Германию по инициативе А. В. Луначарского, стоявшего во главе Фонда молодых дарований, и обучалась у Макса Зааля. В этой связи в статье затрагивается проблематика исполнительской практики арфовых классов Московской консерватории и Берлинской высшей школы музыки в контексте истории и развития метода Поссе-Слепушкина. Рассматриваются концертные выступления Веры Дуловой в немецкой столице и других городах, анализируются программы выступлений, сотрудничество с современными композиторами, архивная и редакторская работа; кроме того, освещение получает ряд биографических деталей. Исследование основывается на берлинских письмах Веры Дуловой, адресованных ее близким и друзьям, а также на других архивных материалах. Именно они содержат ряд ценных фактологических данных, позволяющих впервые ввести в научный обиход историческую точность некоторых биографических событий, а также определить особый источниковедческий комплекс в вопросах изучения творчества арфистки.

Использованная литература

1. Алгаер К. Культурная жизнь «Русского Берлина» в 20‑е годы // Межкультурная коммуникация. Изучение знаковой лингвистической и нелингвистической коммуникации: Сб. ст. молодых исследователей / под ред. В. П. Синячкина. М.: РУДН, 2017. С. 40–48.

2. Амусьева О. А., Москвитина Э. А. Вера Дулова и арфовое искусство XX века. М.: Архитектура-С, 2017. 188 с.

3. Васильев К. К. Эмиграция отечественных врачей в Германию после 1917 г. // Вiсник Сумського державного унiверситету. Серiя «Медицина». 2004. №7. С. 5–14.

4. Дулова В. Г. Искусство игры на арфе. 2‑е изд. М.: Нобель-Пресс; Edinburg: Lennex Corporation, 2013. 282 с.

5. Дулова В. Г. Композитор и друг // А. В. Мосолов. Статьи и воспоминания: сб. ст. / сост. Н. К. Мешко, ред. И. А. Барсова. М.: Советский композитор, 1986. С. 182–184.

6. Дулова Е. В., Морозов Б. Н. Для памяти минувших дней. Мемуары, дневники, письма. М.: Буки Веди, 2016. 412 с.

7. Крючкова В. А. Новая вещественность. [Электронный ресурс.] URL: https://bigenc. ru/fine_art/text/2665678 (дата обращения: 20.02.2020).

8. Луначарский А. В. Молодые дарования // Прожектор. 1929. Январь. №4. С. 14.

9. Павлова Н. Ясный и искренний монолог // Советская музыка. 1988. №12. С. 9–13.

10. Парфенов Н. Г. Техника игры на арфе. Метод проф. А. И. Слепушкина. М.: Государственное издательство, Музыкальный сектор, 1927. 50 с.

11. Подгузова М. М. Арфовое искусство России первой половины XX века (творчество, исполнительство). М.: Эдитус, 2010. 210 с.

12. Поломаренко И. А. Арфа в прошлом и настоящем. М.; Л.: Государственное музыкальное издательство, 1939. 312 с. 13. Федорова М. А. История класса арфы Московской консерватории (по архивным материалам): дисс… канд. иск. М., 2018. 241 с.

14. Федорова М. А. Учебно-методические труды первых педагогов арфистов петербургской и московской консерваторий // Музыковедение. 2017. №6. С. 38–47.

15. Шамеева Н. Х. К вопросу о становлении школы игры на арфе в России. Основные принципы отечественной исполнительской методики // Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы: сб. статей по материалам Международной научной конференции. М.: Человек, 2015. С. 310–328.

16. Эрдели К. А. Арфа в моей жизни. Мемуары / под общ. ред. В. В. Доброхотова. М.: Музыка, 1967. 239 с.

17. Chronik russischen Lebens in Deutschland 1918–1941 / hrsg. von Karl Schlögel. Berlin: Akademie-Verlag, 1999. 671 S.

18. Govea W. M. Nineteenth- and Twentieth-Century Harpists: a biocritical sourcebook / foreword by Sally Maxwell. Westport, Connecticut, London: Greenwood Press, 1995. 368 р.

19. Lampert N. Maria Korchinska: a sketch. Printed as a manuscript, 2015. 45 p. 142 Научный вестник Московской консерватории 2020 2 (41) Александр Баранов

20. Programy radjowe. Od 20.I do 26.I. Czwartek 24–I // Radjo. Ilustrowany tygodnik dla wszystkich. 1929. №3. S. 37.

21. Rensch R. Harps and Harpists. Bloomington, Indiana: Indiana university press, 2017. 365 p.

22. Zingel H. J. Wilhelm Posse und seine Studienwerke für Harfe // Deutsche MusikZeitung. 22. Oktober 1932. №43. S. 507–508.