В статье анализируются опубликованные высказывания Дебюсси о Бахе и Вагнере. Сопоставление имен двух немецких композиторов, заданное текстами самого Дебюсси, позволяет прикоснуться к глубинной проблематике творчества французского новатора — а именно к его специфическому ощущению музыкального времени как в чистой музыке, так и в синтетических музыкально-театральных жанрах. Подвергается анализу понятие арабески, применяемое Дебюсси к музыке Баха и выражающее его идеал музыкального развития, в противоположность вагнеровской оперно-симфонической технике.
1. Дебюсси К. Избранные письма / сост., пер., вступ. статья и комментарии А. С. Розанова. Л.: Музыка, 1986. 286 с.
2. Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы / пер. с франц. и комментарии А. Бушен; ред. и вступ. ст. Ю. Кремлева. М.; Л.: Музыка, 1964. 279 с.
3. Денисов Э. О некоторых особенностях композиционной техники Клода Дебюсси // Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники / предисл. М. Тараканова. М.: Советский композитор, 1986. С. 90–111.
4. Орлов Г. Древо музыки / предисл. М. Друскина. Вашингтон: Н. А. Frager & Со; СПб.: Советский композитор, 1992. 408 с.
5. Ровенко Е. В. Новое мышление рубежа XIX–XX веков во французской философии (А. Бергсон) и искусстве (К. Дебюсси, О. Редон): дис. … канд. иск.: 17.00.02; 17.00.09: в 2 т. Т. II. М., 2012. 415 с.
6. Ямпольский М. Б. Ткач и визионер: Очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 616 с. (Научная библиотека)