«Дух музыкальной техники» (1895) — ​первая публикация научной теории Х. Шенкера

Аннотация

Вниманию читателя предлагается перевод на русский язык статьи Х. Шенкера «Дух музыкальной техники» (1895). Она ​является своего рода проспектом будущей шенкеровской трилогии («Учение о гармонии», 1906; «Контрапункт», 1910, «Свободное письмо», 1935). В названной статье, представляющей собой развернутый вариант доклада, прочитанного ее автором в Философском обществе Венского университета, уже в полной мере проявляется свойственный Шенкеру интерес к философско-эстетической проблематике музыкального искусства (не случайно в связи с данной статьей в эпистолярии Шенкера возникают имена Э. Маха и Э. Ганслика). Другая столь же значительная черта теоретического мышления Шенкера — ​стремление к глубинной психологической мотивировке чисто структурных закономерностей музыкального языка («техники»). С этих точек зрения рассматриваются следующие проблемы: происхождение музыкального искусства, граница в музыке между природным и «искусственным» — ​тем, что привнесено человеком. В свете этой последней оппозиции история музыки видится автору как процесс постепенного проявления в музыке ее сущности, в ходе которого стихийная сила собственно музыкального («дух») находит адекватные способы («технику») самоутверждения в условиях неизбежного компромисса между природным и искусственным. Специальные темы, затронутые в статье Шенкера: историческая роль слова и роль принципа повторения в формировании артикулирующих приемов музыкального языка. Гармония и контрапункт рассматриваются также как логически необходимые моменты в становлении и утверждении собственно музыкального в музыке в исторически обусловленных формах.

Использованная литература

1. Акопян Л. О. Шенкеровская теория тональной музыки // Музыка XX века. Энциклопеди-
ческий словарь / под ред. Л. Акопяна. М.: Практика, 2011. С. 656–657.

2. Веберн А. Лекции о музыке. Избранные письма / пер. с нем. В. Г. Шнитке. М.: Музыка,
1975. 143 с.

3. Власова Н. О. Генрих Шенкер и его аналитическая теория // Музыкально-теоретические
системы XX века. М.: Музиздат, 2011. С. 123–145.

4. Ганслик Э. О музыкально-прекрасном. Опыт поверки музыкальной эстетики / пер. с нем.
Г. Лароша; с предисл. переводчика. М.: Юргенсон, 1910. 162 с.

5. Зенкин К. В. Композиторская техника как знак: между порядком и хаосом. URL: http://
www.21israel-music.com/Poryadok_chaos.htm (дата обращения: 17.05.2013).

6. Музыкальная эстетика Германии XIX века: в 2 т. / сост. А. В. Михайлов, В. П. Шестаков.
Т. II. М.: Музыка, 1983. 432 с.

7. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 384 с.

8. Плотников Б. Т. Монолог о практике содержательного анализа: учебное пособие для му-
зыкальных вузов. Красноярск: Красноярская государственная академия музыки и театра,
2005. 265 с.

9. Холопов Ю. Н. Музыкально-теоретическая система Хайнриха Шенкера / науч. редакция
и подготовка текста к печати В. Ценовой. М.: Композитор, 2006. 160 с.

10. Холопов Ю. Н. Музыкально-эстетические взгляды Х. Шенкера // Эстетические очерки.
Вып. 5. М.: Музыка, 1979. С. 234–253.

11. Чередниченко Т. В. Музыка // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Большая
Российская энциклопедия, 1998. С. 359–360.

12. Federhofer H. Heinrich Schenker nach Tagebüchern und Briefen. Hildesheim; Zürich;
N. Y.: G. Olms, 1985. IX, [1], 380 p.

13. [Grunsky K.] Review by Karl Grunsky of Schenkerʼs Harmonielehre, dated December 18,
1907. December 18, 1907 // Schenker Documents Online. The Correspondence, Diaries, and
Lessonbooks of Heinrich Schenker. Oswald Jonas collection, 12/27. URL: http://mt.ccnmtl.
columbia.edu/schenker/review/oc_2p_20_121807.html (дата обращения: 17.05.2013).

14. Heinrich Schenker als Essayist und Kritiker: Gesammelte Aufsätze, Rezensionen und kleinere
Berichte aus den Jahren 1891–1901 / hrsg. von H. Federhofer. Hildesheim; Zürich; N. Y.: G. Olms,
1990. XXXII, 375 S. (Studien und Materialien zur Musikwissenschaft. Bd. 5.)

15. Schenker H. Neue musikalische Theorien und Phantasien von einem Künstler. Bd. I.
Harmonielehre. Stuttgart; Berlin: Cotta, 1906. XVI, 460 S.