«Гольдберг-вариации» И. С. Баха. Очерк III. К истории интерпретаций и истолкований

Аннотация

Публикация представляет собой третий, заключительный очерк, посвященный «Гольдберг-вариациям» И. C. Баха. Анализируются различные подходы к осмыслению этого сочинения, авторы которых, исследователи, исполнители и редакторы музыки Баха XX–XXI веков, стремятся выявить скрытые пласты содержания и некую «координирующую идею» цикла. Поскольку рассматриваемые истолкования «Гольдберг-вариаций» носят субъективный характер и основаны, прежде всего, на умозрении и интуиции (историко-контекстуальные интерпретации были представлены в двух предыдущих очерках), в статье предпринята попытка систематизировать концепции подобного рода, объяснить их внутреннюю логику и определить породившие их культурно-исторические тенденции.

Использованная литература

1. Бах И. С. Ария с различными вариациями (Гольдберг-вариации) для клавира. С пометками Марии Юдиной / Вступ. статья и коммент. М. Дроздовой. М.: Композитор, 1996. 80 c.

2. Ботвинов А., Казиник М. Гольдберг-вариации И. С. Баха: в 2 ч. // Ad libitum, или В свободном полете: цикл передач на канале «ТВ Центр». В эфире 25 и 27.08.2008. URL: http://www. youtube.com/watch?v=f2wcFzB3v5g, URL: http://www.youtube.com/watch?v=gbiMpWngmpg (дата обращения: 10.11.2011).

3. Великовский А. «Гольдберг-вариации» И. С. Баха. Опыт исследования: дипломная работа. Рукопись. М.: МГК, 2010. 171 с.

4. Великовский А. «Гольдберг-вариации» И. С. Баха. Очерк I. История создания: в поисках истины // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 3. С. 57–70.

5. Великовский  А. «Гольдберг-вариации» И. С. Баха. Очерк II. Композиционный метод и внутренняя структура цикла // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 2. С. 174–190.

6. Гульд  Г. Гольдберг-вариации // Г. Гульд. Избранное: в 2 кн. Кн. 1. / Сост. Т. Пейдж, пер. с англ. В. Бронгулеева, А. Хитрука. М.: Классика-XXI, 2006. С. 33–39.

7. Друскин М. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1982. 383 с.

8. Иоганн Себастьян Бах. Жизнь и творчество: собрание документов / Сост. Х.-Й. Шульце. СПб.: Издательство им. Н. И. Новикова; Галина скрипсит, 2009. 600 с.

9. Кац Б. О композиции «Гольдберг-вариаций» И. С. Баха // И. С. Бах и современность: сб. статей / Сост. Н. Герасимова-Персидская. Киев: Музична Украiна, 1985. С. 57–64.

10. Квинтилиан Марк Фабий. Двенадцать книг риторических наставлений / Пер. с лат. А. Никольского. Ч. 1–2. СПб.: Императорская Российская Академия, 1834. 486, 522 с.

11. Ландовска В. Гольберг-вариации // В. Ландовска. О музыке / Пер. с англ. А. Майкапара. М.: Классика-XXI, 2005. С. 153–163.

12. Милка А. «Искусство фуги» И. С. Баха: к реконструкции и интерпретации. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2009. 456 с

13. Петров Ю. Символика и диалектика чисел в «Хорошо темперированном клавире» И. С. Баха (Т. 1) // Интерпретация клавирных сочинений И. С. Баха: сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 109. М., 1990. С. 5–32.

14. Форкель И. О жизни, искусстве и о произведениях Иоганна Себастьяна Баха / Пер. с нем. В. Ерохина. М.: Классика-XXI, 2008. 128 с.

15. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах / Пер. с нем. Я. С. Друскина и Х. А. Стрекаловой. Ред. Л. Г. Ковнацкая. М.: Классика-XXI, 2002. 816 с.

16. Breig W. Bachs Goldberg-Variationen als zyklisches Werk // Archiv für Musikwissenschaft. Jg. 32 (1975). H. 4. S. 243–265.

17. Busoni F. Einleitung // J. S. Bach. Klavierwerke: in XXV Bde. Bd. XV. Aria mit 30 Veränderungen / Hrsg. von F. Busoni. Lpz.: Breitkopf & Härtel, 1915. S. 1–8.

18. Cory H. Bach’s Goldberg Variations Demystified // American Music Teacher. Vol. 54. Issue 5 (April/May, 2005). P. 35–39.

19. Dähler J. E., Neumeyer F. Titles of variations / Revised by H.-R. Schütz // URL: http://www.a30a. com (дата обращения: 28.11.2011).

20. Humphreys D. More on the Cosmological Allegory in Bach’s Goldberg Variations // Soundings. Vol. 12 (1984). P. 25–45.

21. Jander O. Rhythmic Symmetry in the Goldberg-Variations // Musical Quarterly. Vol. LII. Issue 2 (2 April, 1966). P. 204–208.

22. Keller H. Die Klavierwerke Bachs. Ein Beitrag zu ihrer Geschichte, Form, Deutung und Wiedergabe. Lpz.: Peters, 1950. 280 S.

23. Keller H. On Variations // The Musical Times. Vol. 105. № 1452 (February, 1964). P. 109–111. 24. Kellner H. A. The Mathematical Architecture of Bach’s Goldberg Variations // The English Harpsichord Magazine. Vol. 2. № 8 (1981). P. 183–189.

25. Kirkpatrick R. Preface // Johann Sebastian Bach: The «Goldberg» Variations / Ed. for the harpsichord, or piano by R. Kirkpatrick. N. Y., L.: G. Schirmer, 1938. P. I–XXVIII. 26. Müller F. «Kraut und Rüben». Einige Bemerkungen über die Schlussnummer in Bachs Goldberg Variationen // Zeitschrift für Musik. Jg. 101 (1934). № 2. S. 129–131.

27. Niemöller H. H. Polonaise und Quodlibet: Der innere Kosmos der Goldberg-Variationen // MusikKonzepte 42 (1985). S. 6–28.

28. Schie T. van. j.s. bach the architect and servant of the spiritual [sic!]. A closer look on the Goldberg Variations. URL: http://www.tjako.nl/goldberg.htm (дата обращения: 02.11.2011).

29. [Spitta Ph.] Johann Sebastian Bach, his work and influence on the music of Germany, 1685–1750, by Philipp Spitta: in III vols. Vol. III / Transl. from the German by Clara Bell and J. A. Fuller Maitland. L.: Novello & Company, 1899. 419 p.

30. Statements // Music festival «Swinging Bach. Bach in the Markplatz in Leipzig», 2000. EuroArts, TDK (DVD).

31. Street A. The Rhetorico-Musical Structure of the Goldberg Variations: Bach’s Clavier-Übung IV and the Institutio oratoria of Quintilian // Music Analysis. Vol. 6. Issue 1–2. (1987, March–July). P. 89–131.

32. Tomita Y. The Goldberg variations (BWV 988). Liner note for BIS-CD-819. URL: http://www. music.qub.ac.uk/~tomita/essay/cu4.html (дата обращения: 01.10.2011).

33. Williams P. Bach, the Goldberg Variations. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 112 p. 34. Williams P. J. S. Bach: A Life in Music. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 405 p.