К истории российских публикаций Альбана Берга

Аннотация

Статья посвящена истории возникновения двух публикаций Альбана Берга об опере «Воццек» и проблемах оперного театра в целом, инспирированных ленинградской премьерой оперы 13 июня 1927 года: «Альбан Берг о своей опере “Воццек”» (опубликована в журнале «Жизнь искусства») и ответ на анкету журнала «Музыка и революция» (в журнале не опубликована). Привлекаемые в статье неизвестные архивные материалы: письма Бергу В. М. Беляева, А. И. Дзимитровского, М. М. Гринберга, Э. Штайна, а также письмо М. М. Гринберга А. А. Луначарскому по поводу конфликта в журнале «Музыка и революция», позволяют прийти к выводу о том, что названные статьи писались Бергом как эксклюзивный материал для российских изданий. Уточняется история последующих публикаций названных текстов на русском, немецком и английском языках. Попутно затрагиваются некоторые аспекты общеевропейской дискуссии 1920-х годов о проблемах оперного театра, а также другие статьи Берга об опере.

Использованная литература

1. Альбан Берг о своей опере «Воццек» // Жизнь искусства. 1927. № 24 (1155). С. 7.

2. Альбан Берг. Оперный театр // Михайлов А. В. Избранное: феноменология австрийской культуры. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2009. С. 358.

3. Альбан Берг. Проблема оперы // Музыка и время. Мысли о современной музыке. М.: Советский композитор, 1970. С. 95–98.

4. Альбан Берг. Проблемы оперы // Михайлов А. В. Избранное: феноменология австрийской культуры. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2009. С. 359–361.

5. Барсова И. «...Нигде лучше не приняли моего “Воццека”, чем в Ленинграде». Ленинградская премьера оперы Альбана Берга в 1927 году // Контуры столетия. Из истории русской музыки ХХ века. СПб.: Композитор, 2007. С. 34–42.

6. Бобрик О. Альбан Берг и Николай Стрельников. Неизвестные эпизоды русской истории «Воццека» // Густав Малер и музыкальная культура его времени. В честь 150‑летия со дня рождения Густава Малера и 125‑летия со дня рождения Альбана Берга: материалы международной научной конференции. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2013. С. 318–338.

7. Бобрик О. Венское издательство «Universal Edition» и музыканты из Советской России: история сотрудничества в 1920–30‑е годы. СПб.: Изд-во имени Н. И. Новикова; ИД «Галина скрипсит», 2011.

8. Веприк А. Арнольд Шёнберг // Музыка и революция. 1928. № 4 (28). Апрель. С. 18–21.

9. Гайль Х. Р. Альбан Берг // Современная музыка. 1926. № 17–18. С. 199–204.

10. Гринберг М. М. «Воццек» (Ленинградский Академический театр оперы и балета) // Музыка и революция. 1927. № 7–8 (19–20). Июль — август. С. 35–36.

11. Ефимов Е. Прокофьев и Шостакович между Диезом и Бекаром. Переписка Д. И. Заславского и М. М. Гринберга. Еще раз об авторстве «Сумбура вместо музыки и других партийных статей» // Наше наследие. 2013. № 105. URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10512.php (дата обращения: 13.07.2013).

12. Кривцова Е. Из истории музыкально-общественных организаций: ОРКиМД (1924–1932) // Труды Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки: Альманах. Вып. 2. М.: Дека-ВС, 2003. С. 268–290.

13. Либерзон А. С. Сумерки музыкального творчества // Музыка и революция. 1927. № 7–8 (19–20). Июль — август. С. 6–8.

14. Михайлов А. В. Бетховен: преемственность и переосмысления // А. В. Михайлов. Музыка в истории культуры: избранные статьи. М.: Московская гос. консерватория, 1998. С. 7–73.

15. Новицкий П. О новом музыкальном театре (к постановке вопроса) // Музыка и революция. 1928. № 9 (33). Сентябрь. С. 20–24.

16. Родионов А. Музыкальный театр или театральная музыка? (Проблемы оперного театра) // Музыка и революция. 1929. № 3 (39). Март. С. 17–21.

17. Стрельников Н. Опера в Вене (по личным впечатлениям) // Жизнь искусства. 1927. № 33 (1164). С. 6–7.

18. [Alban Berg über Oper und Operntheater] // Musikblätter des Anbruch. Jg. 10 (1928). H. 8. S. 304.

19. Adorno T. W. Berg Alban. Briefwechsel 1925–1935 / hrsg. von Henri Lonitz. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1997. 384 S.

20. Berg A. Die musikalischen Formen in meiner Oper „Wozzeck“ // Die Musik. Jg. 16 (1923–1924). H. 8 (Mai). S. 587–589.

21. Berg A. Glaube, Hoffnung und Liebe: Schriften zur Musik / hrsg. von F. Schneider. Lpz.: Reclam, 1981. 382 S.

22. Berg A. A Word about Wozzeck // Modern Music. Jg. 5. No. 1 (November-December 1927). S. 22–24.

23. Berg A. An die Redaktion der Zeitschrift „Musik und Revolution“ in Moskau // Alban Berg. Bildnis im Wort: Selbstzeugnisse und Aussagen der Freunde mit Fotos und Musikdokumente / hrsg. von W. Reich. Zürich: Arche, 1959. S. 56–57.

24. Berg A. Das „Opernproblem“ // Neue Musik-Zeitung. Jg. 49 (1928). H. 9. S. 285–287.

25. Berg A. Die Stimme in der Oper // Musikblätter des Anbruch. Jg. 10 (1928). H. 9/10.S. 349–350.

26. Klein F. H. Alban Bergs „Wozzeck“ // Musikblätter des Anbruch. Jg. 5 (1923). Oktober-Heft. S. 216–219.

27. Landau A. Die Musik und das Soziale Problem // Musikblätter des Anbruch. Jg. 8 (1926). H. 6. S. 273–276.

28. Pro Mundo — Pro Domo: The Writings of Alban Berg / ed. with commentaries by Bryan R. Simms. N. Y.: Oxford University Press, 2014. 464 p.

29. Stein E. Alban Berg — Anton v. Webern // Musikblätter des Anbruch. Jg. 5 (1923). Jänner-Heft. S. 13–16.

30. Wolkoff S. Ein unbekannter Brief Alban Bergs // Österreichische Musikzeitschrift. Jg. 34 (1979). H. 11. S. 559.