Клод Дебюсси и живописцы-символисты: к проблеме арабески как формообразующего принципа в искусстве

Аннотация

В данной статье определяются функции и качества арабески как базисного структурного принципа в музыке Дебюсси и изобразительном искусстве его современников —  Мориса Дени и Одилона Редона, причем учитываются творческие контакты музыканта с художниками его времени. В качестве материала изучения используются вербальные тексты мастеров искусства, их произведения. Контекстуальный анализ арабески позволяет
1) продемонстрировать корреляции композиционных стратегий Дебюсси и живописцев; 2) охарактеризовать соответствие художественного мышления композитора эстетической доминанте эпохи; 3) выявить базисные конструктивные принципы, имманентные разным видам искусства —  темпоральным и пространственным —  и притом общие для них. Тем самым выводятся некоторые закономерности, репрезентирующие специфику французского художественного мышления рубежа XIX–XX веков: 1) арабеска есть феномен, сопряженный с Кантовым понятием pulchritudo vaga (лат. «свободная красота») и подразумевающий самоценность художественного смысла, который не зависит от декоративной функции арабески; 2) арабеска есть также имманентный принцип организации структурных связей внутри художественного целого;  3) арабеска одновременно выступает и украшением вещи (в декоративном аспекте), и ее смысловым ядром (в конструктивном аспекте), то есть —  истинным парергоном.

Использованная литература

1.   Арсланов В. Г. Теория и история искусствознания. XX век. Постмодернизм / М.: Академический проект, 2015. 287 с. (Концепции)

2.   Боровкова О. В. «Граница» и «предел» как два способа ограничения // В естник Томского государственного университета. 2007. Июнь. № 299 (1). С. 38–41.

3.   Волошин М. А. Лики творчества / и зд. подгот. В. А. Мануйлов, В. П. Купченко, А. В. Лавров; предисл. С. Наровчатова. Л.: Наука, 1988. (Литературные памятники). 848 с.

4.   Зенкин К. В. Музыка — Эйдос — Время. А. Ф. Лосев и горизонты современной науки о музыке. М.: Памятники исторической мысли, 2015. 464 с.

5.   Иванов Н. А. Эволюция орнамента в трудах А. Ригля // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2010. № 124. С. 268–271.

6.   Кант И. Критика способности суждения / пер. с нем. под ред. коллегии: А. Я. Зись, К. М. Долгов, А. В. Михайлов, Н. С. Нарский, А. В. Новиков, Ю. Н. Попов, Г. М. Фридлендер, В. П. Шестаков; вступ. ст. и коммент. А. В. Гулыги. М.: Искусство, 1994. 367 с. (История эстетики в памятниках и документах).

7.   Петрусёва Н. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции. М.; Пермь: Реал, 2002. 352 с.

8.   Фридрих Г. Структура современной лирики. От Бодлера до середины двадцатого столетия / п ер. с нем. и коммент. Е. Головина. М.: Языки славянской культуры, 2010. 345 с.

9.   Чинаев В. П. Арабески невыразимого: Дебюсси, Малларме, символистский контекст // Н аучный вестник Московской консерватории. 2013. №. 3. С. 38–59.

10.  Ямпольский М. Б. Демон и лабиринт (Диаграммы, деформации, мимесис). М.: Новое литературное обозрение, 1996. 336 с.

11.  Ямпольский М. Б. Ткач и визионер. Очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 616 с.

12.  Ashton D. Gustave Moreau // O dilon Redon, Gustave Moreau, Rodolphe Bresdin. New York: The Museum of Modern Art (in collaboration with The Art Institute of Chicago), 1961. P. 109–145.

13.  Bhogal G. K. Details of Consequence: Ornament, Music, and Art in Paris. New York: Oxford University Press, 2013. 256 p.

14.  Botstein L. Beyond the Illusion of Realism: Painting and Debussy’s Break with Tradition // Debussy and His World / ed. by Jane F. Fulcher. Princeton, Oxford: Princeton University Press, 2001. P. 140–179.

15.  Chesneau E. La Peinture anglaise. Paris: A. Quantin Éditeur, 1882. 353 p.

16.  Covegal G. Looking for Pelléas. Le chef-d’œuvre de Debussy, aux risques de la scène / entretien avec Stéphane Guégan // D ebussy. La musique et les arts / s ous la direction Guy Covegal. Paris: Flammarion, 2012. P. 107–135.

17.  Covegal G. Puisqu’il faut bien commencer par quelques mots // D ebussy. La musique et les arts / s ous la direction Guy Covegal. Paris: Flammarion, 2012. P. 11–13.

18.  Debussy C. Concerts Colonne. Du goût // La Revue Musicale S.I.M. Vol. IX. No. 2. 15 février 1913. P. 47–49.

19.  [Debussy C.] Claude-A. Debussy. La Damoiselle élue, poème lyrique, dʼaprès D.-G. Rossetti, traduction française de Gabriel Sarrazin, partition chant et piano, réduite par l’auteur. Paris: librairie de l’art indépendant, 1893. 21 p.

20.  Debussy C. Musique // L a Revue Blanche. T. XXV. Mai-Juin-Julliet-Aout 1901. Genève: Slatkine Reprints, 1969. P. 67–70.

21.  Debussy С. Virtuoses // M onsieur Croche, antidilettante. Paris: Librairies Dorbon-aîné; Nouvelle Revue française (Les Bibliophiles Fantaisistes), 1921. P. 45–49.

22.  Delacroix Eug. Journal: en 2 vols. / nouvelle édition intégrale établie par Michèle Hannoosh. Paris: José Corti, 2009. 2519 p.

23.  Delannoy A. Maurice Denis. Paris: Éditions Cercle d’Art, 2004. 64 p. (Découvrons l’art)

24.  Denis M. Nouvelles théories sur l’art moderne, sur l’art sacré. Paris: L. Rouart et J. Watelin, 1922. 291 p.

25.  Denis M. Théories. 1890–1910. Du symbolisme et de Gauguin vers un nouvel ordre classique. Paris: L. Rouart et J. Watelin Éditeurs, 1920. 279 p.

26.  Derrida J. La vérité en peinture. Paris: Flammarion, 443 p. (Champs Essais).

27.  Eimert H. Die Debussy’s Jeux // D ie Reihe V. London, 1982 S. 10–18.

28.  Golberg M. La morale des lignes. Paris: Éditeur A. Messein, 1908. 197 p. (Librairie Léon Vanier).

29.  Gonse L. L’Art Japonais. T. I. Paris: A. Quantin, 1883. 311 p.

30.  Grivel D. Maurice Denis et la musique. Lyon: Symétrie, 2011. 328 p. (Collection Perpetuum mobile).

31.  Hanslick É. Du beau dans la musique. Essai de réforme de l’esthétique musicale / traduit de l’allemand sur la cinquième édition par Charles Bannelier. Paris: Brandus et Cie, 1877. 127 p.

32.  Hanslick E. Vom Musikalisch-schönen: ein Beitrag zur Revision der Ästhetik der Tonkunst. Vierte verbesserte Auflage. Leipzig: J. A. Barth, 1874. 138 S.

33.  Herlin D. Le cercle de l’Art indépendant // Debussy. La musique et les arts / sous la direction Guy Covegal. Paris: Flammarion, 2012. P. 77–97.

34.  Ingres J.-Aug.-D. Écrits sur l’art / préface d’Adrien Goetz. Paris: Bernard Grasset, 2013. 136 p.

35.  Jumeau-Lafond J.-D. “Du côte de l’ombre”: Debussy symboliste // D ebussy. La musique et les arts / s ous la direction Guy Covegal. Paris: Flammarion, 2012. P. 57–69.

36.  Kaltenecker M. L’impressionisme comme forme de vie: écoutes allemandes de Debussy dans les années 1920 // D ebussy. La musique et les arts / s ous la direction Guy Covegal. Paris: Flammarion, 2012. P. 137–145.

37.  Laloy L. Claude Debussy. Paris: Les bibliophiles fantaisistes: Dorbon Aîné, 1909. 118 p.

38.  Lettres d’Odilon Redon, 1878–1916 / publiées par sa famille, avec une préface de Marius-Ary Leblond. Paris: G. Van Oest & cie, 1923. 142 p.

39.  Lettres inédites d’Odilon Redon à Bonger, Jourdain, Viñes / é dition établie et présentée par Suzy Levy. Paris: Librairie José Corti, 1987. 293 p.

40.  Lloyd R. Debussy, Mallarmé, and “Les Mardis” // D ebussy and His World / e d. by Jane F. Fulcher. Princeton, Oxford: Princeton University Press, 2001. P. 255–270.

41.  Lockspeiser E. Debussy: His Life and Mind. Vol. I: 1862–1902. Cambridge: Cambridge University Press, 1978. 291 p.

42.  Malvano A. L’ascolto di Debussy: la recezione come strumento di analisi. Torino: EDT Srl, 2009. 298 p.

43.  Mauclair C. La religion de lʼorchestre et la musique française actuelle // La Revue des Revues: [un recueil des articles paraissant dans les revues françaises et étrangères]. 1900. Vol. XXXII (Premier trimestre) [15 févr. ] / d ir. Jean Pinot. [Paris: Typ. A. Davy.] P. 365–379.

44.  McCombie E. Mallarmé and Debussy. Unheard Music, Unseen Text. Oxford: Clarendon Press, 2003. 219 p.

45.  Mellerio A. Le Mouvement Idéaliste en Peinture. Paris: H. Floury, 1896. 74 p.

46.  Nectoux J.-M. Harmonie en bleu et or. Debussy, la musique et les arts. Paris: Fayard, 2005. 256 p.

47.  Nectoux J.-M. “Je veux écrire mon songe musical…” // Debussy. La musique et les arts / sous la direction Guy Covegal. Paris: Flammarion, 2012. P. 15–31.

48.  Patin S. Debussy, son portrait par Marcel Baschet, au Musée d’Orsay à Paris [lors de la “Journée Debussy” à l’Académie des beaux-arts] // Canal Académie. Les Académies et l’Institut de France sur internet / Fondateur Jean Cluzel. URL: https://www.canalacademie.com/ida9869-Debussy-son-portrait-par-Marcel-Baschet-au-Musee-d-Orsay-a-Paris.html (дата обращения: 19.02.2019).

49.  Redon O. À soi-même. Journal. 1867–1915. Notes sur la vie, l’art et les artistes. Paris: Librairie José Corti, 2000. 189 p.

50.  Renan A. Gustave Moreau: 1826–1898. Paris: Gazette des beaux-arts, 1900. 139 p.

51.  Rewald J. Odilon Redon // Odilon Redon, Gustave Moreau, Rodolphe Bresdin. New York: The Museum of Modern Art (in collaboration with The Art Institute of Chicago), 1961. P. 9–94.

52.  Riegl A. Stilfragen. Grundlegungen zu einer Geschichte der Ornamentik. Berlin: Siemens, 1893. XIX, 346 S.

53.  Sérusier P. Paroles d’artiste / édition bilingue français/ english; traduction en anglais: John Doherty. Lyon: Fage éditions, 2018. 64 p.

54.  Stillman M. Debussy, Painter of Sound and Image // T he Flutist Quarterly. Fall 2007. Vol. 33. No. 1. P. 42–46.

55.  Vallas L. Claude Debussy. His Life and Works / translated from the French by Maire and Grace O’Brien. London: Humphrey Milford; Oxfird University Press, 1933. 432 p.

56.  Vanor G. L’Art Symboliste / préface de Paul Adam. Paris: Chez Bibliopole Vanier, 1889. 43 p.

57.  Wenk A. Claude Debussy and the Poets. Oakland: University of California Press, 1976. 345 p.

58.  Zola É. Les Trois Villes. Rome. Paris: Charpentier et Fasquelle, 1896. 756 p.