Концерты на восемь голосов Василия Титова и «творение иерея Василия Гусева»

Аннотация

В статье вводится в научный обиход цикл из восьми концертов Василия Титова на восемь голосов. 
Анализируются десять источников текста, пять из которых являются прижизненными, пять —  посмертными. Путем датировки рукописей и выявления наиболее ранних источников устанавливается аутентичная структура цикла.
В ряде источников к данному циклу примыкает покаянный концерт («Суди ми, Боже»), написанный 
Василием Гусевым. В статье опровергается точка зрения В. В. Протопопова, считавшего этот концерт сочинением Титова. Приводятся аргументы в пользу авторства Гусева.

В Приложении публикуется партитура первого концерта цикла «Ты ми, Христе Господь», восстановленная по прижизненным источникам. Проводится ее сравнение с поздней копией этого же концерта (1743), носящей следы позднебарочной редактуры.

Использованная литература
  1. Александрина А. В., Булычева А. В. Концерты Василия Титова Двунадесятым праздникам: сверхцикл русского барокко //  Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 112–130.
  2. Александрина А. В., Булычева А. В. Многохорные причастные стихи в партесном стиле: творения Василия Титова, иеродьякона Исавра и неизвестных авторов // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 81–99.
  3. Булычева А. В. Проблема авторства в духовной музыке позднего барокко (Франция — Россия) // Научный вестник Московской консерватории. 2018. № 2. С. 82–93.
  4. Гатовская Е. Е. Некоторые особенности рефренных форм в четырехголосных концертах Василия Титова // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 83–101.
  5. Герасимова-Персидская Н. А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М.: Музыка, 1983. 288 с.
  6. Демиденко Ю. Б. О забытом памятнике русской музыкальной культуры елизаветинского царствования в фондах Отдела декоративно-прикладного искусства // Страницы истории отечественного искусства. Вып. XXXI. СПб.: Русский музей, 2019. С. 169–179.
  7. Казанцева Т. Г. Певческие рукописи XVII–XX веков Государственного архива в г. Тобольске: Каталог. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2016. 178 с.
  8. Плотникова Н. Ю. Певческая культура Великого Новгорода (По материалам партесных рукописей XVIII века) //  Новгородский исторический сборник. 2013. № 13 (23). С. 345–357.
  9. Протопопов В. В. Музыкальное творчество Василия Титова. К проблеме партесного стиля // В . В. Протопопов. Из неопубликованного наследия. М.: МГК, 2011. С. 303–395.
  10. Протопопов В. В. Русская музыка Всенощного бдения //  В. В. Протопопов. Из неопубликованного наследия. М.: МГК, 2011. С. 171–299.
  11. Протопопов В. В. Список произведений Василия Титова (предварительный) // В. В. Протопопов. Из неопубликованного наследия. М.: МГК, 2011. C. 392–394.
  12. Титов В. Всяк иже исповесть Мя, концерт на 12 голосов / р ед. А. В. Булычевой // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования. Вып. 2: Нотные материалы / ред.-сост. Н. Ю. Плотникова. М.: ГИИ, 2016. С. 45–58.