Л. ван Бетховен и Ф. В. Лопухов: Четвертая симфония («Величие мироздания») на балетной сцене

Аннотация

Статья приурочена к 135-летнему юбилею со дня рождения русского танцовщика, хореографа, педагога Федора Васильевича Лопухова (1886–1973). В работе представлен  круг  вопросов,  связанных  с  разработкой  танцсимфонии  —  нового музыкально-пластического жанра балетного театра XX века. Лопухов сформулировал теоретические положения танцсимфонии, выразившиеся в обращении к «чистому» жанру симфонии, свободной работе хореографов с музыкой сонатно-симфонического цикла, идее бессюжетного балета. Эти принципы найдут оригинальное воплощение в спектаклях последователей Лопухова, выдающихся танцовщиков-балетмейстеров XX столетия — Л. Ф. Мясина, И. Д. Бельского, Дж. Баланчина. В статье представлена история создания спектакля «Величие мироздания» на музыку Четвертой симфонии Бетховена. Рассмотрена взаимосвязь хореографических решений Лопухова и музыки симфонии. Абстрактные подзаголовки, которые Лопухов дает частям симфонии в ее хореографическом воплощении, близки эстетике русского авангарда 1920-х годов.

Использованная литература

1. Арановский М. Г. Симфонические искания: Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960–1975 годов. Исследовательские очерки. Л.: Советский композитор, Ленинградское отделение, 1979. 287 с.
2. Безуглая Г. А. Музыка балета в контексте музыкальной деятельности хореографов (конец XVI — первая треть XX вв.): Дисс. … док. иск. СПб.: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2021. 442 с.
3. Вязовкина В. Другие берега // Балет. Ballet. № 6. 2004. С. 10–13.
4. Гачева А. Г. Русский космизм в идеях и лицах. М.: Академический проект, 2019. 431 с. (Научно-популярная серия РФФИ).
5. Гусев П. А. Друг балета // Воспоминания о Б. В. Асафьеве / сост. А. Н. Крюков. Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1974. С. 163–169.
6. Добровольская Г. Н. Федор Лопухов. Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1976. 319 с.
7. Кириллина Л. В.  Бетховен.  Жизнь и творчество:  в 2 т.  Том I /  Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского; Гос. ин-т искусствознания. М.: Московская консерватория, 2009. 536 с.
8. Красовская В. М. Статьи о балете. Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1967. 340 с.
9. Лопухов Ф. В.  В  глубь  хореографии.  2-е  изл.,  испр.  и  доп.  /  Ф.  Лопухов. СПб.: Композитор, Санкт-Петербург, 2017. 276 с.
10. Лопухов Ф. В. Величие мироздания: Танцсимфония Федора Лопухова. Музыка Л. Бетховена. Четвертая симфония. С автолитосилуэтами Павла Гончарова. Петербург: Г. П. Любарский, 1922. 20 с.
11. Лопухов Ф. В. Пути балетмейстера. Берлин: Петрополис, 1925. 173 с.
12. Лопухов Ф. В. Хореографические откровенности / Вступ. статья Г. Н. Добровольской. М.: Искусство, 1972. 215 с., 25 л. ил.
13. Лопухов Ф. В. Шестьдесят лет в балете: Воспоминания и записки балетмейстера / лит. ред. и вступ. статья Ю. Слонимского. М.: Искусство, 1966. 367 с.
14. Лопухов-младший  Ф.  В.  Балетмейстер  Ф.  В.  Лопухов:  штрихи  к  портрету (к 135-летию со дня рождения) // Вестник СПбГИК. 2021. № 1 (46). С. 83–86.
15. Лопухов-младший Ф. В. Значение теоретического наследия Федора Васильевича Лопухова в наши дни // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 3 (50). 2017. С. 93–100.
16. Михеева Л. В., Кенигсберг А. К. 111 симфоний: Справочник-путеводитель / ред. Б. Березовский. СПб.: Культ-информ-пресс, 2000. 671 с. (Музыка. Инструментальная музыка. Симфоническая музыка. История. Путеводитель).
17. Раку М. Г. Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 720 с.
18. Розанова О. И. Балет в стенах консерватории // «Здесь музыка венчает танец…». 50 лет кафедре хореографии Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова / отв. ред. А. А. Соколов-Каминский. СПб.: 
Композитор, 2013. С. 208–222.
19. Розанова О. И. Никита Долгушин // Балет. Ballet. 2003. №4–5. С. 16–19.
20. Розанова О. И. Шедевры балета 19 и 20 века в 21 веке: Сборник статей (Учеб. пособие). СПб.: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2020. 267 с.
21. Савельева И. П. Идеи космизма в музыкальной культуре Серебряного века: Монография. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. 127 с.
22. Соколов-Каминский А. А. Танцсимфония Ф. В. Лопухова «Величие мироздания» на музыку четвертой симфонии Бетховена (опыт реконструкции) // Театр и драматургия: Труды ЛГИТМиК. Вып. 3 / отв. ред. Г. А. Лапкина. Л.: ЛГИТМиК, 1971. С. 389–393.
23. Соколов-Каминский А. А. Ф. В. Лопухов и его симфония танца // Музыка и хореография современного балета: Сб. статей. Вып. 1. Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1974. С. 161–190.
24. Способин И. В. Музыкальная форма: Учебник. 7-е изд. М.: Музыка, 1984. 400 с.
25. Суриц Е. Я. Начало пути. Балет Москвы и Ленинграда в 1917–1927 годах // Советский балетный театр. 1917–1967 / ред. В. М. Красовская. М.: Искусство, 1976. С. 7–105.
26. Суриц Е. Я. Хореографическое искусство двадцатых годов. М.: Искусство, 1979. 360 с., 32 л. ил. (Министерство культуры СССР. ВНИИ искусствознания).
27. Тюлин Ю., Бершадская Т., Пустыльник И. и др. Музыкальная форма: Учебник для музыкальных училищ. М.: Музыка, 1965. 395 с.
28. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. 4-е изд., испр. СПб.: Лань; Планета музыки, 2013. 496 с. (Учебники для вузов. Специальная литература).
29. Цветкова Е. О. Инструментальные сочинения в русском балете XX столетия: проблемы интерпретации музыкального текста: кан. иск. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2004. 408 с.