Логика ощущений: о природе «живописного» в музыке Мортона Фелдмана

Аннотация

Статья освещает не которые аспекты проблемы, связанной с реализацией комплекса «живописного» в музыкальной композиции Мортона Фелдмана. Сквозь призму «логики ощущений» — центрального концепта трактата Ж. Делёза «Фрэнсис Бэкон: Логика ощущения» — рассмотрен ряд общих для музыки композитора и живописи представителей абстрактного экспрессионизма моментов: параллели в восприятии акта творчества и в подходе к созданию композиции, отношение к пространственно-временно́му фактору, родство элементов композиционной техники. Акцентированы существенные для композиционной риторики Фелдмана идеи: «вещественность» тактильной составляющей,  статика звукового процесса, «безначальность» атаки звука, варьированный повтор и репетитивность как основополагающие принципы работы со «звуковыми объектами». Формой опосредованного влияния визуального искусства на музыку Фелдмана является перенесение потенциальных соответствий живописи во внутренние слои музыкальной композиции — на уровень  структуры и «текстуры» материала.

Использованная литература
  1. Делёз Ж. Фрэнсис Бэкон: Логика ощущения / пер. с фр. А. Шестакова. СПб.: Machina, 2011. 176 с.
  2. Ляхова А. Позднее творчество Мортона Фелдмана: между идеей и реализацией: Дисс. … канд. иск. М.: РАМ имени Гнесиных, 2014. 160 с.
  3. Синий всадник (Der Blaue Reiter). URL: http://a-pesni.org/zona/avangard/blaue.php (дата обращения: 10.10.2018).
  4. Цареградская Т. Атака звука и ее  структурные последствия в музыке Мортона Фелдмана // Т. Цареградская Музыкальный жест в пространстве современной композиции. М.: Композитор, 2018. С. 26–50.
  5. Bernard J. W. Feldman’s Painters // The New York Schools of Music and Visual Arts / Ed. by S. Johnson. New York, London: Beginner Press, 2002. P. 173–215.
  6. Johnson St. Jasper Johns and Morton Feldman // The New York Schools of Music and Visual Arts / ed. by S. Johnson. New York, London: Beginner Press, 2002. P. 217–247.
  7. Feldman M. Between Categories // Give My Regards to Eighth Street. Collected Writings of Morton Feldman / ed. and with introduction by B. H. Friedman. Cambridge: Exact Change, 2000. P. 83–89.
  8. Feldman M. Crippled Symmetry // Give My Regards to Eighth Street. Collected Writings of Morton Feldman / ed. and with introduction by B. H. Friedman. Cambridge: Exact Change, 2000. P. 134–149.
  9. Feldman M. Philip Guston: The Last Painter // Give My Regards to Eighth Street. Collected Writings of Morton Feldman / ed. and with introduction by B. H. Friedman. Cambridge: Exact Change, 2000. P. 37–40.
  10. Feldman M. Predeterminate / indeterminate // Give My Regards to Eighth Street. Collected Writings of Morton Feldman / ed. and with introduction by B. H. Friedman. Cambridge: Exact Change, 2000. P. 33–36.
  11. Feldman M. Rothko Chapel // Give My Regards to Eighth Street. Collected Writings of Morton Feldman / ed. and with introduction by B. H. Friedman. Cambridge: Exact Change, 2000. P. 125–126.
  12. Feldman M. The Anxiety of Art // Give My Regards to Eighth Street. Collected Writings of Morton Feldman / ed. and with introduction by B. H. Friedman. Cambridge: Exact Change, 2000. P. 21–32.
  13. Takemitsu T. The Passing of Feldman, Nono and Messiaen // T. Takemitsu Confronting Silence: Selected Writings / transl. and ed. by Y. Kakudo and G. Glasow. California, Berkeley: Fallen Leaf Press, 1995. P. 139–141.