Тексты из сборника Г. Науменко, в которых фигурируют скоморохи, рассказывающие от первого лица о самих себе, изучаются в статье как особого рода «авторские» документы, дающие представление о скоморошестве с позиции «изнутри» — один из надежных критериев распознания скоморошьего в фольклоре. Второй критерий связан с жанром сказки с напевами, в генезисе которого — тройной синкретизм (сказовая речь / песенное исполнительство / инструментальный наигрыш под песню, под пляс). В свете теории влияния инструментальной со-игры на песенную и сказовую мелодику автор пытается выявить в словесных текстах и мелодике сказок с напевами элементы инструментального мышления. Дробность синтаксиса, преодоление кантиленности, преобладание моторной равномерно-акцентной ритмики с ритмоформулами пляса указывают на влияние аккомпанирующего инструментария; примеры мелодий импровизационного характера свидетельствуют о влиянии виртуозных форм игры дублирующих инструментов. Обнаруженные в сказках с напевами инструментовка стиха, словесная изобразительность, кинетизм, звукоподражание (голосам природы, тембрам инструментов), слоговая имитация инструментального звукоизвлечения, примеры реализации текстовой программы в мелодике песен являются демонстрацией «инструментующего» типа мышления. К его особым формам относится также образная инструментовка текста («говорящая» струна, музицирование как мышление — «гусли — мысли мои»).
1. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Художественная литература, 1990. 543 с.
2. Власова З. И. К вопросу о выработке критериев для выявления в фольклоре скоморошьих традиций // Скоморохи: проблемы и перспективы изучения. (К 140-летию со дня выхода первой работы о скоморохах). Сборник статей и рефератов международного симпозиума (22–26 ноября 1994 г., С.-Петербург). СПб.: Российский
институт истории искусств, 1994. С. 71–83.
3. Делёз Ж., Гваттари Ф. Трактат о номадологии // Новый круг: Международный литературно-философский журнал. № 2 (1992). С. 183–187.
4. Добровольский В. Н. Смоленский областной словарь. Смоленск: Типография П. А. Силина, 1914. 1022 с.
5. Земцовский И. И. Музыкальный инструмент и музы кальное мышление // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка / Под ред. Е. В. Гипgиуса: в 2 ч. Ч. I. М.: Советский композитор, 1987. С. 125–131.
6. Ивлева Л. Н. Скоморошины: Общие проблемы изучения // Славянский фольклор / Отв. ред. Б. Н. Путилов, В. К. Соколова. М.: Наука, 1972. С. 110–124.
7. Лихачев Д., Панченко А., Понырко Н. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984. 295 с.
8. Мациевский И. В. Народная инструментальная музыка как феномен культуры. Алматы: Дайк-Пресс, 2007. 520 с.
9. Науменко Г. М. Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами. М.: Советский композитор, 1977. 104 с.
10. Сперанский М. Н. Славянские апокрифические евангелия // Труды VIII археологического съезда в Москве. 1890 / Под ред. графини П. С. Уваровой и М. Н. Сперанского: в 3 т. Т. II. М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1895. С. 38–172.
11. Срезневский И. И. Материалы для словаря русского языка по письменным па-
мятникам / Издание Отделения русского языка и словесности Императорской
Академии наук: в 3 т. Т. I. СПб., 1893. IX, 1420 стб., 49 с.