Основная задача статьи — анализ различных подходов к периодизации направлений в музыкальном искусстве конца XX — начала XXI века. Эволюция искусства может быть представлена как линейный процесс, зафиксированный в последовательности «модернизм — постмодернизм — метамодернизм», или как параллельный (полифонический) вариант «модернизм — постмодернизм — второй (или поздний) модернизм» (К.-С. Манкопф). Ключевым моментом становится интерпретация того, что происходит «после постмодернизма»: новый этап со своими признаками (Вермюлен, ван дер Аккен) или возвращение к модернизму (Дженкс, Перлофф). Позиции, разработанные в литературоведении и теории архитектуры, применимы к музыкознанию. В статье приводятся аргументы в пользу «позднего модернизма» и рассматриваются свойства произведений авторов рубежа XX‒XXI веков (Ребекка Сондерс, Харрисон Бёртуисл) в свете их связи с идеями модернизма (экспрессионизма).
1. Бранская Е. В., Панфилова М. И. Модерн, модернизм, постмодернизм (к определению понятий) // Инновационная наука. 2015. № 3. С. 264–267.
2. Высоцкая М. С., Григорьева Г. В. Музыка XX века: от авангарда к постмодерну: Учебное пособие. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2011. 440 с.
3. Дубравская Т. Н. Музыкальный авангард ХХ в.: механизмы исторической преемственности // Философские науки. 2005. № 12. С. 68–81.
4. Лианская Е. Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма: Дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. Нижний Новгород, 2003. 216 с.
5. Лифшиц М. А. Модернизм // Большая советская энциклопедия. Т. XVI. М.: Большая советская энциклопедия, 1974. С. 402–404.
6. Савенко С. И. Карлхайнц Штокхаузен // ХХ век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы. Вып. 1. М.: Музыка, 1995. С. 11–36.
7. Савенко С. И. Двойной портрет на фоне поставангарда (В. Сильвестров и А. Кнайфель) // Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных научных конференций / отв. ред. В. Ценова. М., 1999. С. 166–171. (Научные труды МГК имени П. И. Чайковского. Сб. 25).
8. Скворцова И. А. Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX–XX веков. 2-е изд. М.: Композитор, 2012. 354 с.
9. Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект // Ю. Хабермас. Политические работы / сост. А. В. Денежкина; пер. с нем. Б. М. Скуратова. М.: Праксис, 2005.
С. 7–31. (Серия «Новая наука политики»).
10. Хрущёва Н. Постирония и эйфория: о метамодерне в академической музыке // Музыкальная академия. 2019. № 1. С. 135–147.
11. Чинаев В. П. В сторону «новой целостности»: интертекстуальность — поставангард — постмодернизм в музыкальном искусстве второй половины XX — начала XXI века. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15: Искусствоведение. 2014. Вып. 1. С. 30–54.
12. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Эко. Имя розы. М.: Книжная палата, 1989. С. 468–481.
13. Adlington R. The Music of Rebecca Saunders: into the Sensuous World // The Musicаl Time. Vol. 140. No. 1868 (Autumn, 1999). P. 48–56. doi:10.2307/1004495
14. Beard D. Harrison Birtwistle’s Operas and Music Theatre. New York: Cambridge University Press, 2012. 469 p.
15. Botstein L. Modernism // T he New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. / ed. by St. Sadie. Vol. XVI. London: Macmillan, 2001. P. 868–875.
16. Fahle O. Bilder der Zweiten Moderne. Weimar: Verlag und Datenbank für Geisteswissenschaften, 2005. 140 S. (serie moderner film, Bd. 3).
17. Hassan I. POSTFACE 1982: Towards a Concept of Postmodernism // I. Hassan. The Dismemberment of Orpheus: Toward a Postmodern Literature. 2nd ed. Madison, Wis.: University of Wisconsin Press. P. 259–271.
18. Häusler J. Spiegel der neuen Musik: Donaueschingen. Chronik — Tendenzen — Werkbesprechungen. Stuttgart: Metzler, 1996. 495 S.
19. Jencks Ch. The New Moderns: From Late to Neo-Modernism. New York: Rizzoli, 1990. 300 p.
20. Klotz H. Kunst im 20. Jahrhundert. Moderne. Postmoderne. Zweite Moderne. München: C. H. Beck, 1994. 210 S.
21. Kramer J. Postmodern Music, Postmodern Listening / ed. by R. Carl. New York: Bloomsbury Academic, 2016. XXVII, 372 p.
22. Kramer L. Classical Music and Postmodern Knowledge. Berkeley: University of California Press, 1996. XVII, 297 p.
23. Lockhead J., Auner J. (eds). Postmodern Music / Postmodern Thought. New York and London: Routledge, 2002. XI, 372 p. (Studies in Contemporary Music and Culture, Vol 4).
24. Mahnkopf C.-S. Neue Musik am Beginn der Zweiten Moderne // Merkur. Jg. 52. Heft 594/595 (September 1998): Postmoderne. Eine Bilanz. S. 864–875.
25. Mahnkopf C.-S. Second Modernity — An Attempted Assessment // Facets of Second Modernity / ed. by C.-S. Mannkopf, F. Cox, W. Schurig. Hofheim: Volke Verlag, 2008. P. 9–16. (New Music and Aesthetics in the 21st Century, Vol. 6).
26. Mahnkopf C.-S. Musical Modernity. From Classical Modernity up to the Second Modernity—Provisional Considerations. URL: http://www.claussteffenmahnkopf.de/pdfs/Mahnkopf-Musical-Modernity.-From-Classical-Modernity-up-to-the-Second-Modernity--Provisional-Considerations.pdf (дата обращения: 26.03.2019).
27. McClary S. The lure of the Sublime: revisiting the modernist project // Transformations of Musical Modernism / ed. by E. Guldbransen, J. Johnson. Cambridge University Press, 2015. P. 21–35. (Music Since 1900).
28. Metzer D. Musical Modernism at the Turn of the Twenty-First Century. Cambridge University Press, 2009. X, 254 p. (Music in the Twentieth Century, Vol. 26).
29. Perloff M. 21st-Century Modernism: The “New” Poetics. Malden, Mass.; Oxford: Blackwell, 2002. IX, 222 p.
30. Ruzicka P. Zweite Moderne und Musiktheater // Musik & Ästhetik. Jg. 8. Heft 30 (April 2004). S. 81–92.
31. Taruskin R. Oxford History of Western Music. Vol. 5: Music in the Late Twentieth Century. London: Oxford University Press, 2010. XX, 586 p.
32. Vermeulen T., van den Akker R. Notes on metamodernism // Journal of Aesthetics & Culture. Vol. 2. Issue 1 (2010). Article 5677. doi:10.3402/jac.v2i0.5677
33. Whittall A. Expressionism revisited: modernism beyond the twentieth century // Transformations of Musical Modernism / ed. by E. Guldbransen, J. Johnson. Cambridge University Press, 2015. P. 53–73. (Music Since 1900).