В статье предлагается трактовка формы мадригалов Маренцио с позиций метротектонизма: аналитические установки Г. Э. Конюса адаптированы к особенностям вокального полифонического многоголосия. Основное внимание уделено соотношению поэтической и музыкальной структур мадригала. Как показано в статье, строфика стихотворного текста преобразуется в симметричную музыкальную конструкцию. При этом единицами музыкальной конструкции служат построения равной протяженности, далеко не всегда заключающие в себе одинаковое количество стихотворных строк; музыкальная симметрия часто сочетается с ассиметричным распределением поэтического текста. Симметричную конструкцию можно считать характерной для мадригалов Маренцио. Она присутствует в 24 из 25 проанализированных к настоящему времени образцов. Исключение составляет мадригал La bella man vi stringo на слова Б. Гварини, в котором отсутствует не только симметричная конструкция, но и обычная для мадригалов детализированная расчлененность формы. По-видимому, редкое композиционное решение соответствует поэтическому мотиву сжатия («Сжимаю Вашу прекрасную руку…»), переданному через концентрацию слов, производных от глагола stringere (stringo, stringete, stretto, stringendo).
1. Арган Дж. К. История итальянского искусства: в 2 т. / пер. с ит. Т. I / под науч. ред. В. Д. Дажиной. М.: Радуга, 1990. 319 с.
2. Венедиктов А. И., Каплун А. И. Бартоломео Амманати // А рхитектура Западной Европы XV–XVI веков. Эпоха Возрождения / под ред. В. Ф. Маркузона (отв. ред.), А. Г. Габричевского, А. И. Каплуна, П. Н. Максимова, Г. А. Саркисиана, А. Г. Чинякова // В сеобщая история архитектуры: в 12 т. Т. V. 1967. С. 244–250.
3. Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х — 1925 годов в комментариях. М.: Высшая школа, 1993. 272 с.
4. Гервер Л. Л. Инганно и другие секреты полифонической техники второй половины XVI — начала XVII века. М.: Российская академия музыки им. Гнесиных. 2018. 240 с.
5. Гервер Л. Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия ХХ века). М.: Индрик, 2001. 248 с.
6. Горбунов Н. Дом на хвосте паровоза. Путешествие по Европе в сказках Андерсена. Путеводитель. М.: Лайвбук., 2016. 432 с.
7. Джиллио П. Д. О связи стихотворного размера и музыкального ритма в итальянской мелодике: от XVI к XIX веку / пер. с итал. А. Кучиной // Научный вестник Московской консерватории. 2013. № 1. С. 92–115.
8. Конюс Г. Э. Как исследует форму музыкальных организмов метротектоничский метод.: Науч[ное] сообщение, ил[люстрированное] 46 графич[ескими] препарированными нотными примерами из различных муз[ыкальных] произведений. М.: Гос. муз. изд-во, 1933. 36 с.
9. Конюс Г. Э. Критика традиционной теории в области музыкальной формы. М.: Гос. муз. изд-во, 1932. 26 с.
10. Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики // А. Ф. Лосев. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. С. 195–390.
11. Сусидко И. П. Симметрии и пропорции в музыке Клода Дебюсси (24 прелюдии для фортепиано) // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2012. № 3. С. 68–83.
12. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. 2-е изд., испр. СПб.: Лань, 2001. 496 с.
13. Шкапа Е. А. Теория метротектонизма Георгия Эдуардовича Конюса: ее место в истории музыкальной науки и возможности применения. Дисс… канд. иск. М., 2006. 277 с.
14. Юсупов Э. С. Словарь терминов архитектуры: Ленинградская галерея, 1994. 158 с.
15. Einstein A. The Italian Madrigal: in 3 vols. Vol. II. [S. I.]: Princeton University Press, 2019. 874 p.
16. [Guarini B.] Rime del molto illvstre signor Caualiere Battista Gvarini. Venetia: Ciotti, 1598. 143 р.
17. Proske D. & van Gelder P. Safety of Historical Stone Arch Bridges. Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag. 2009. 366 p.