Проблема авторства в духовной музыке позднего барокко (Франция — Россия)

Аннотация

В статье сравнивается ситуация с указанием авторства ведущих духовных жанров французского и русского барокко: большого мотета и партесного концерта. Вследствие сложившейся во Франции практики издания нот, а также изготовления рукописных копий для продажи авторские сочинения стали заметно превалировать над анонимными. Появление в России той же практики в эпоху классицизма привело к тому, что соотношение авторских и анонимных духовных сочинений приблизилось к сложившемуся во Франции. До начала торговли нотами, напротив, преобладала практика устной передачи сведений об авторстве, изредка фиксируемых в рукописях для памяти (часто с помощью инициалов). Кроме того, сохранялась уже изжитая во Франции традиция считать создателем музыки автора обработки или переложения.

Использованная литература

1. Булычева А. В. Василий Титов —  Герасим (Завадовский) —  Кирилл Заюшевич: творческий диалог, творческое соревнование //  Современные проблемы музыкознания. 2017. № 1. С. 25–42. 

2. Булычева А. В. Иван Хоржевский —  виолончелист и композитор? //  Старинная музыка. 2018. № 1. С. 11–15. 

3. Булычева А. В. Сверхмногоголосие в музыке русского барокко: два хоровых концерта на 48 голосов //  Opera musicologica. 2018. № 1. С. 7–33.

4. Вольни П. «Прекрасные итальянские музыкальные вещицы на немецкой земле». О том, как сочиняли музыку после Тридцатилетней войны //  И. С. Бах и музыкальная практика немецкого барокко. М.: МГК, 2016. С. 16–50. 

5. Герасимова-Персидская Н. А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М.: Музыка, 1983. 288 с. 

6. Дилецкий Н. Идеа грамматики мусикийской //  Памятники русского музыкального искусства. Вып. 7 / публ., пер., исслед. и коммент. Вл. Протопопова. М.: Музыка, 1979. 640 с. 

7. Келдыш Ю. В. И стория русской музыки. Т. I: Древняя Русь XI–XVII века. М.: Музыка, 1983. 384 с. 

8. Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765–1825): каталог произведений. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 656 с. 

9. Протопопов Вл. Музыка Петровского времени о победе под Полтавой //  Памятники русского музыкального искусства. Вып. 2: Музыка на Полтавскую победу / сост. В. В. Протопопов. М.: Музыка, 1973. С. 197–248. 

10. Успенский Н. Д. К читателю // Русский хоровой концерт конца XVII — первой половины XVIII веков: хрестоматия /  сост. Н. Д. Успенский. Л.: Музыка, 1976. С. 3–7.

11. Beche M.-Fr. Notes de l’editeur // Recueil des Motets choisis de feu Monsieur Blanchard. Versaille, ca 1788. P. III. (дата обращения: 30.04.2018). 

12. Catalogue thématique des sources du grand motet français (1663–1792) / ed. J. Mongrédien. München —  New York: K. G. Saur, 1984. 234 p. 

13. Duron J. Diligam te // Rameau de A à Z. Paris: Fayard/IMDA, 1983. P. 127. 

14. Duron J. Motet //  Rameau de A à Z. Paris: Fayard/IMDA, 1983. P. 218–220.