Тоска по утраченной классике: проблема Поликлета в предвоенной советской эстетике

Аннотация

Главная проблема древнегреческого скульптора V в. до н. э. Поликлета заключается в том, что его произведения не сохранились. Тем не менее со второй половины XIX века, после идентификации в дошедших до нас римских копиях созданных им образов, фигура этого ваятеля неизменно интересует как ученых, так и художников. Во многом этот стойкий интерес обусловлен основной темой его творчества — изображением молодого мужественного атлета, идеальная спортивная внешность которого в современную эпоху быстро стала одной из икон массовой физической культуры.


В 1930-е годы Поликлет оказался в центре внимания советских ученых. С одной стороны, искусствоведы часто навязывали произведениям скульптора чуждое им значение, обусловленное коллективным сознанием XX века, с другой —  философы с помощью диалектического метода довольно далеко продвинулись в понимании искусства греческой классики в контексте культуры и ментальности породившей его эпохи. Ярким примером первого подхода является книга Дмитрия Недовича «Поликлет» (1939), до сих пор остающаяся единственной монографией на русском языке, посвященной скульптору. Благодаря приложению, составленному А. Ф. Лосевым, который перевел на русский язык сведения о Поликлете из древних письменных источников, этот труд до сих пор не потерял свою научную ценность. Второй подход нашел не менее яркое выражение в опубликованной в 1940 году одноименной статье другого советского ученого —  Игоря Ильина. Для него, как и для его друга и соратника Михаила Лифшица, центральное творение Поликлета —  статуя Дорифора (Копьеносца), или «Канон», является не только порождением мифологического сознания своего времени, но и выражением безусловной внутренней формы благородного, в широком смысле, человека, чем и объясняется поразительная живучесть этого идеального образа.

Использованная литература

1.  Ильин И. А. История искусства и эстетика: Избранные статьи /  предисл., сост. и общ. ред. Мих. Лифшица. М.: Искусство, 1983. 288 с.
2.  Копелев Л. З. Хранить вечно. М.: Вся Москва, 1990. 688 с.
3.  Лифшиц М. А. Философия искусства Карла Маркса //  М. А. Лифшиц Собрание сочинений: в 3-х т. Т. I. М.: Изобразительное искусство, 1984. С. 7–240.
4.  Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. 2-е изд., испр. и доп. М.: Ладомир, 1994. 544 с.
5.  Москвин А. Г., Бурыгин С. М. Неаполитанская Ривьера: Неаполь, Капри, Искья, Прочида: очерк истории. М.: Вече, 2012. 319 с. (Исторический путеводитель).
6.  Недович Д. Поликлет. М.; Л.: Искусство, 1939. 108 с.
7.  Недович, Дмитрий Саввич //  Википедия. Свободная [электронная] энциклопедия. Дата последней ред.: 19.11.2020. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Недович,_Дмитрий_Саввич (дата обращения: 01.12.2020).
8.  Орден российских тамплиеров. Т. II: Документы 1930–1944 гг. /  публ., вступ. статьи, коммент., указ. А. Л. Никитина. М.: Минувшее, 2003. 376 с. (Мистические общества и ордена в советской России; вып. 1).
9.  Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства /  пер. с англ. В. В. Симонова. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. 394 с.
10.  Сечин А. Г. Мнимое одиночество канона: «Дорифор» Поликлета в контексте диалектики единичного и множественного //  Феномен одиночества. Актуальные вопросы гигиены культуры: Коллективная монография /  отв. редакторы М. В. Бирюкова, 
А. В. Ляшко, А. А. Никонова. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2014. С. 99–110.
11.  Таруашвили Л. И. Искусство Древней Греции: Словарь /  Российская академия художеств; Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств; Отдел монументального искусства и проблем архитектуры. М.: Языки славянской культуры, 2004. 336 с.
12.  Тахо-Годи А. А. Жизнь и судьба: Воспоминания. М.: Молодая гвардия, 2009. 691 с. (Библиотека мемуаров: близкое прошлое; вып. 26).
13.  Трофимова А. А. Жизнь мифа в античном искусстве: судьба Ахилла //  Шлиман, Петербург, Троя. Каталог выставки в Гос. Эрмитаже, Санкт-Петербург, 19 июня —  18 октября 1998 года. СПб.: Славия, 1998. С. 180–196, 223–225.
14.  The Ancient Art of Emulation. Studies in Artistic Originality and Tradition from the Present to Classical Antiquity /  ed. by E. K. Gazda. Ann Arbor, Michigan: The University of Michigan Press, 2002. 300 p. (Memoirs of the American Academy in Rome: Supplementary Vol. 1).
15.  Bianchi-Bandinelli R. Policleto. Firenze: Sansoni, 1938. 24 p. (Quaderni per lo studio dell’archeologia; 1).
16.  Brinkmann V. Zurück zur Klassik //  Zurück zur Klassik. Ein neuer Blick auf das alte Griechenland: Eine Ausstellung der Liebieghaus Skulpturensammlung, Frankfurt am Main, 08.02–26.05.2013. [Katalog] /  hrsg. von V. Brinkmann. München: Hirmer, 2013. S. 15–57.
17.  The Changing Status of the Artist /  ed. by E. Barker, N. Webb, and K. Woods. New Haven; London: Yale University Press in assoc. with The Open University, 1999. 260 p. (Art and Its Histories; 2).
18.  Fullerton M. D. Art and Archaeology of the Roman World. London: Thames & Hudson, 2020. 408 p.
19.  Fullerton M. D. Greek Sculpture. Chichester, West Sussex: John Wiley & Sons, 2016. 351 p.
20.  Hallett C. H. Kopienkritik and the Works of Polykleitos //  Polykleitos, the Doryphoros, and Tradition /  ed. by W. G. Moor. Madison: The University of Wisconsin Press, 1995. P. 121–160.
21.  Haskell F., Penny N. Taste and the Antique: The Lure of Classical Sculpture, 1500–1900. New Haven; London: Yale University Press, 1981
376 p.
22.  Junker K., Stähli A. Einleitung //  Original und Kopie. Formen und Konzepte der Nachahmung in der antiken Kunst: Akten des Kolloquium in Berlin, 17.–19. Februar 2005 /  hrsg. von K. Junker und A. Stähli unter Mitarbeit von C. Kunze. Wiesbaden: Dr. Ludwig Reichert Verlag, 2008. S. 1–14.
23.  Lippold G. Kopien und Umbildungen griechischer Statuen. München: C. H. Becksche Verlagsbuchhandlung, O. Beck, 1923. 293 S.
24.  Meyer H. A Roman Masterpiece: The Minneapolis Doryphoros //  Polykleitos, the Doryphoros, and Tradition /  ed. by W. G. Moor. Madison: The University of Wisconsin Press, 1995. P. 65–115.
25.  Robertson M. A History of Greek Art: in 2 vols. Cambridge: Cambridge University Press, 1975. Vol. 1–2. 835 p.
26.  Stewart A. Greek Sculpture: An Exploration: in 2 vols. New Haven; London: Yale University Press, 1990. Vol. 1. 380 p. Vol. 2. 881 p.