В поисках либретто. О двух неосуществленных оперных замыслах Антона Рубинштейна

Аннотация

В  статье прослеживается история двух неосуществленных оперных замыслов А. Г. Рубинштейна конца 1850 —  начала 1860-х годов: оперы «Бросок камня, или Жертва за жертвой» на либретто, специально заказанное композитором Ф. Геббелю, и оперы «Росвита», над которой Рубинштейн начал работать совместно с либреттистом М. Гартманом. Важнейшим источником для  статьи послужили неопубликованные  письма Рубинштейна и рукописные варианты либретто «Росвиты», хранящиеся в Венской библиотеке в Ратуше и в Кабинете рукописей Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). В  статье раскрываются особенности работы композитора над оперным текстом, причины того, почему оба сочинения так и не были написаны, а также значение двух этих проектов в контексте эволюции оперного творчества Рубинштейна.

Использованная литература

1. Баренбойм Л. А. Антон Григорьевич Рубинштейн: Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. Т. 1: 1829–1867. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1957. 455 с.

2. Баренбойм Л. А. Антон Григорьевич Рубинштейн: Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. Т. 2: 1867–1894. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1962. 492 с.

3. Висковатов П. А. Мое знакомство с А. Г. Рубинштейном // Русский вестник. 1896. № 4. С. 231–242.

4. Гаспаров М. Л. Хротсвита Гандерсгеймская // Памятники средневековой латинской литературы. X–XI века /  отв. ред. М. С. Касьян. М.: Наука, 2011. 895 с.

5. Грумад Е. В. Автографы А. Г. Рубинштейна в фондах Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства //  Антон Григорьевич Рубинштейн: сб.  ст. /  сост. и отв. ред. Т. З. Сквирская. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2016. С. 80–92. (Петербургский музыкальный архив; вып. 13).

6. Де Вет Р. Из неизданной переписки А. Г. Рубинштейна с зарубежными корреспондентами (1848–1894) //  Антон Григорьевич Рубинштейн: сб.  ст. /  сост. и отв. ред. Т. З. Сквирская. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2016. С. 109–159. (Петербургский музыкальный архив; вып. 13).

7. Заливадный М. С. Три письма французских музыкантов А. Г. Рубинштейну //  Антон Григорьевич Рубинштейн: сб.  ст. /  сост. и отв. ред. Т. З. Сквирская. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2016. С. 168–172. (Петербургский музыкальный архив; вып. 13).

8. Карельский А. Фридрих Геббель // Геббель Ф. Избранное: в 2 т. /  сост. и пер. с нем. под ред. А. Карельского и В. Маликова; предисл. и коммент. А. Карельского. М.: Искусство, 1978. Т. 1. С. 5–76.

9. Моисеев Г. А. Неизданные письма А. Г. Рубинштейна к баронессе Э. Ф. фон Раден // Музыкальная академия. 2014. № 3. С. 44–54.

10. Рубинштейн А. Г. Литературное наследие: в 3-х т. Т. 2: Письма (1850–1871) /  сост., текстолог. подготовка, коммент. и вступит.  статья Л. А. Баренбойма. М.: Музыка, 1984. 222 с.

11. Сквирская Т. З. Из неизданной переписки Антона Рубинштейна, хранящейся в Библиотеке Петербургской консерватории //  Антон Григорьевич Рубинштейн: сб.  ст. /  сост. Т. А. Хопрова. СПб.: Канон, 1997. С. 173–188.

12. Bendel F. Theodor Bradsky’s dreiactige lyrische Oper “Roswitha” // Neue Zeitschrift für Musik. 1866. № 21. 18. Mai. S. 174–175.

13. Briefe von Moritz Hartmann /  ausgewählt und eingeleitet von R. Wolkan. Wien u. a.: Rikola, 1921. 165 S.

14. Deutsches Dichterbuch aus Österreich /  hg. von K. E. Franzos. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1883. 338 S.

15. Friedrich Hebbel. Tagebücher. Vierter Band: 1854–1863. Paderborn: Salzwasser, 2015 (Nachdruck des Originals von 1905). 472 S.

16. Friedrich Hebbel Werke: in 5 Bdn. Bd. 2 / hg. von G. Fricke, W. Keller und K. Pörnbacher. München: Carl Hanser, 1964. 748 S.

17. Friedrich Hebbels Briefwechsel mit Freunden und berühmten Zeitgenossen /  hg. von F. Bamberg. Bd. 2. Berlin: G. Grote’sche Verlagsbuchhandlung, 1892. 616 S.

18. Leuckfeld J. G. Antiqvitates Gandersheimenses. Oder Historische Beschreibung Des Uhralten Käyserl. Freyen Weltlichen Reichs-Stiffts Gandersheim <…>. Wolfenbüttel, 1709. 488 S.

19. Litzmann B. Clara Schumann. Ein Künstlerleben: Nach Tagebüchern und Briefen. Bd. 3: Clara Schumann und Ihre Freunde 1856–1896. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1908. 642 S.

20. Rodenberg J. Meine persönlichen Erinnerungen an Anton Rubinstein. Nebst Briefen // Deutsche Rundschau. 1895. Bd. 82 (Januar —  März). S. 242–262.

21. Roswitha: Oper in drei Akten (1864) //  Moritz Hartmann’s Gesammelte Werke. Bd. 2. Stuttgart: Verlag der Cotta’schen Buchhandlung, 1874. S. 361–422.

22. Schmidt L. Zur Geschichte der Märchenoper: Inaugural-Dissertation der Philosophischen Fakultät der Universität zu Rostock zur Erlangung der Doktorwürde. Halle: Otto Hendel, 1895. 93 S.

23. Stolte H. “Ein Steinwurf oder Opfer um Opfer”. Zur Interpretation von Friedrich Hebbels Operntext //  Stolte H. Im Wirbel des Seins: Erkundungen über Hebbel. Heide: Boyens, 1991. S. 457–487.