В опоре на метод компаративного анализа в статье предпринята попытка показать встречность живописных, поэтических и музыкальных поэтик. Главный аспект проблематики статьи — выяснение общности артистических интенций, которые основываются на творческой идее космизма как одной из парадигм русского искусства первой четверти ХХ века. Именно в этом ключе кратко прослеживаются реалии поисков в сфере организации звуковой, поэтической и живописной поэтик, рассматриваемых под углом зрения «абсолюта» как «высшего», «совершенного» критерия творчества. Вместе с тем «абсолют» трактуется как категория, свойственная русской философско-эстетической традиции и обретающая порой парадоксальный характер в творческих исканиях символистско-футуристической эпохи. В опоре на идеи ряда русских философов XIX века прослеживаются черты «космистских» основ в творчестве Александра Скрябина, Ивана Вышнеградского, Василия Чекрыгина, Казимира Малевича, Василия Кандинского, Велимира Хлебникова, Василиска Гнедова. От синтеза искусств к «обнулению» творчества — такова траектория эстетических и поэтологических теорий, отраженных в творчестве раннего XX века. Концепции космизма являются не только знаками времени, ищущего глобальных перемен, но также поиском новой мифологии, соприродной этому времени.
1. Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий: в 2-х т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1991. 336 с.
2. Белый А. Петербург. М.: Наука, 1981. 696 с. (Литературные памятники)
3. Белый А. Пути культуры // В опросы философии. 1990. № 11. C. 90–94.
4. Бердяев Н. Кризис искусства. М., 1918. Репринтное изд.: М.: СП Интерпринт, 1990. 48 с.
5. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Н. А. Бердяев. Философия свободы. Смысл
творчества. М.: Правда, 1989. С. 254–580.
6. Вышнеградский И. Тетрадь моей жизни // И ван Вышнеградский: Пирамида жизни. Дневник, статьи, письма, воспоминания. Сост. А. Л. Бретаницкая. М.: Композитор, 2001. С. 15–294.
7. Гнедов В. Смерть искусству: Пятнадцать (15) поэм. СПб.: Петербургский глашатай, 1913. 8 с.
8. Гнедов В. Сама поэзия: Стихотворения / С ост., подготовка текстов, примечания
И. Кукуя. М.: Циолковский, 2018. 480 с.
9. Дуганов Р. В. Велимир Хлебников: Природа творчества. М.: Советский писатель, 1990. 350 с.
10. [Иванов Вяч. О «Предварительном действии»] // Берд Р. Неизданный текст Вячеслава Иванова о «Предварительном действе» А. Н. Скрябина // Русская литература. 2006. № 3. С. 147–151.
11. Кандинский В. <Кёльнская лекция> // Кандинский В. В. Избранные труды по
теории искусства: в 2-х т. Т. 1. 1901–1914. М.: Гилея, 2008. С. 345–357.
12. Кандинский В. О духовном в искусстве (первое издание книги в России).
М.: Архимед, 1992. 108 с.
13.Кандинский В. О духовном в искусстве // Кандинский В. В. Избранные труды по
теории искусства: в 2-х т. Т. 1. 1901–1914. М.: Гилея, 2008. С. 104–170.
14.Крученых A. Новые пути слова // Русский футуризм. Теория. Практика. Критика.
Воспоминания. М.: Наследие, 1999. С. 50–54.
15. Лившиц Б. К. Полутораглазый стрелец // Лившиц Б. К. Полутораглазый стрелец: Стихотворения, Переводы, Воспоминания. Л.: Советский писатель, 1989. С. 309–546.
16. Ломоносов М. В. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великаго севернаго сияния // М . В. Ломоносов. Избранные произведения. Л.: Советский писатель, 1986. 578 с.
17. Малевич К. 1/42. Беспредметность // Казимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 4.
Трактаты и лекции первой половины 1920-х годов: С приложением переписки К. С. Малевича и Эль Лисицкого (1922–1925) / Сост., публикация, вступит. статья, подготовка текста, комментарии и примечания А. С. Шатских. М.: Гилея, 2003. С. 69–134.
18. Малевич К. 1/46. (Эклектика) // К азимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 4. Трактаты
и лекции первой половины 1920-х годов: С приложением переписки К. С. Малевича и Эль Лисицкого (1922–1925) / С ост., публикация, вступит. статья, подготовка текста, комментарии и примечания А. С. Шатских. М.: Гилея, 2003. С. 135–155.
19. Малевич К. Выставка Профессионального союза художников-живописцев. Левая
федерация (молодая фракция) // К азимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 1. Статьи,
манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913–1929 / Общая ред., вступит. статья, составление, подготовка текстов и комментарии А. С. Шатских;
Раздел «Статьи в газете “Анархия” (1918)»: публикация, составление, подготовка текстов и комментарии А. Д. Сарабьянова. М.: Гилея, 1995. С. 117–123.
20. Малевич К. От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм // Казимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913–1929 / Общая ред., вступит. статья, составление, подготовка текстов и комментарии А. С. Шатских; Раздел «Статьи в газете “Анархия” (1918)»: публикация, составление, подготовка текстов и комментарии А. Д. Сарабьянова. М.: Гилея, 1995. С. 35–55.
21. Малевич К. Свет и цвет // К азимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 4. Трактаты и лекции первой половины 1920-х годов: С приложением переписки К. С. Малевича и Эль Лисицкого (1922–1925) / Сост., публикация, вступит. статья, подготовка текста, комментарии и примечания А. С. Шатских. М.: Гилея, 2003. C. 239–272.
22. Малевич К. Супрематизм. 34 рисунка // К азимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913–1929 / Общая ред., вступит. статья, составление, подготовка текстов и комментарии А. С. Шатских; Раздел «Статьи в газете “Анархия” (1918)»: публикация, составление, подготовка текстов и комментарии А. Д. Сарабьянова. М.: Гилея, 1995. С. 185–189.
23. Малевич К. Супрематизм. Из «Каталога десятой Государственной выставки. Беспредметное творчество и супрематизм» // Казимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913–1929 / Общая ред., вступит. статья, составление, подготовка текстов и комментарии А. С. Шатских; Раздел «Статьи в газете “Анархия” (1918)»: публикация, составление, подготовка текстов и комментарии А. Д. Сарабьянова. М.: Гилея, 1995. С. 150–151.
24. Малевич К. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой // Казимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 3. С приложением писем К. С. Малевича к М. О. Гершензону (1918–1924) / С ост., публикация, вступит. статья, подготовка текста, комментарии и примечания А. С. Шатских. М.: Гилея, 2000. С. 69–324.
25. Малевич К. Супрематическое зеркало // Казимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913–1929 / Общая ред., вступит. статья, составление, подготовка текстов и комментарии А. С. Шатских; Раздел «Статьи в газете “Анархия” (1918)»: публикация, составление, подготовка текстов и комментарии А. Д. Сарабьянова. М.: Гилея, 1995. С. 273.
26. Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания.
Критика: в 2 т. Т. 1. / Авт.-сост. И. А. Вакер, Т. Н. Михиенко. М.: RA, 2004. 583 с.
27. Одоевский В. Ф. Психологические заметки // В. Ф. Одоевский. Русские ночи. Л.: Наука, 1975, с. 203–230. (Литературные памятники).
28. Павловец М. «Pars pro toto»: Место «Поэмы Конца (15) в структуре книги Василиска Гнедова “Смерть искусству” (1913)» URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/27/pavlovec27.shtml#top (дата обращения — 07.06.2019).
29. Поэзия русского футуризма / С ост. В. Н. Альфонсов, С. Р. Красицкий. СПб.: Академический проект, 1999. 752 с.
30. Сабанеев Л. Скрябин и явление цветного слуха в связи со световой симфонией
«Прометей» // Русский авангард. Манифесты, декларации, программные статьи
(1908–1917) / Авт.-сост. И. С. Воробьев. СПб.: Композитор — Санкт-Петербург, 2008. C. 182–191.
31. Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине / Ред., послесловие С. Грохотова.
М.: Классика-XXI, 2014. 392 с.
32. Сабанеев Л. Скрябин. 2-е изд., переработанное автором. М.; Пг.: Государственное
издательство, 1923. VIII, 201 с.
33. Сабанеев Л. Скрябин. М.: Скорпион, 1916. 263 с.
34. Скрябин А. Предварительное действие // Русские пропилеи. Т. 6. Сост. М. Гер-
шензон. М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1919. С. 202–235.
35. Соловьев В.С. Смысл любви // Философия искусства и литературная критика.
М.: Искусство, 1991. С. 99–160.
36. Соловьев В.С. Красота в природе // В . С. Соловьев. Философия искусства и ли-
тературная критика. М.: Искусство, 1991. С. 30–73.
37. Соловьев В.С. Поэзия Ф. И. Тютчева // В. С. Соловьев. Философия искусства
и литературная критика. М.: Искусство, 1991. С. 465–483.
38. Тютчев Ф. И. Стихотворения. М.: Прогресс-Плеяда, 2007. 647 с.
39. Федоров Н. Ф. Будущее астрономии // Ф едоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х т.
Т. 2. М.: Прогресс, 1995. С. 241–243.
40. Федоров Н. Ф. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного состояния мира и о средствах к восстановлению родства // Н.Ф.Федоров. Собр. соч.: в 4-х т. Т. 1. М.: Прогресс, 1995. С. 37–67.
41. Федоров Н. Ф. Трагическое и вакхическое у Шопенгауэра и Ницше // Н .Ф.Федоров. Собр. соч.: в 4-х т. Т. 2. М.: Прогресс, 1995. С. 159–160.
42. Хлебников В. <«Это был великий числяр…»> // Велимир Хлебников. Собр. соч.:
в 6 т. Т. 5. М.: ИМЛИ РАН, 2004. С. 58.
43. Хлебников В. <«Необходимо труду вернуть его природу чуда…»> // Велимир Хлебников. Собр. соч.: в 6 т. Т. 6. Книга первая. М.: ИМЛИ РАН, 2005. C. 278.
44. Хлебников В. <КА-2> // Велимир Хлебников. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. М.: ИМЛИ РАН, 2004. С. 153–165.
45. Хлебников В. Доски судьбы (избранные страницы) // Велимир Хлебников. Собр. соч.: в 6 т. Т. 6. Книга вторая. М.: ИМЛИ РАН, 2006. С. 9–72.
46. Хлебников В. Зангези // Велимир Хлебников. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5, М.: ИМЛИ РАН, 2004. С. 306–353.
47. Хлебников В. Мысли и заметки (Из тетрадей и записных книжек разных лет) //
Велимир Хлебников. Собр. соч.: в 6 т. Т. 6. Книга вторая. М.: ИМЛИ РАН, 2006. С. 75–104.
48. Хлебников В. О будущем человека // Велимир Хлебников. Собр. соч.: в 6 т. Т. 6.
Книга первая. М.: ИМЛИ РАН, 2005. C. 13–14.
49. Хлебников В. Песнь Мирязя // Велимир Хлебников. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. М.: ИМЛИ РАН, 2004. С. 25–34.
50. Хлебников В. Письма // Велимир Хлебников. Собр. соч.: в 6 т. Т. 6. Книга вторая.
М.: ИМЛИ РАН, 2006. С. 107–218.
51. Хлебников В. Свояси // Велимир Хлебников. Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. М.: ИМЛИ РАН, 2006. С. 7–9.
52. Хлебников В. Сестры−молнии // Велимир Хлебников. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. М.: ИМЛИ РАН, 2004. С. 280–304.
53. Хлебников В. Синие оковы // Велимир Хлебников. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 370–387.
54. Хлебников В. Скуфья скифа. Мистерия // Велимир Хлебников. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. М.: ИМЛИ РАН, 2004. С. 166–174.
55. Чекрыгин В. Н. <Из «Мыслей» и писем> // Н.Ф.Федоров: pro et contra: в 2 кн.
Книга вторая / Сост. А. Г. Гачевой, С. Г. Семеновой. СПб.: РХГА, 2008. С. 483–490.
56. Чекрыгин В. Н. О намечающемся новом этапе общеевропейского искусства //
Мурина Е., Ракитин В. Василий Николаевич Чекрыгин. М.: RA, 2005. С. 231–234.
57. Чекрыгин В. Н. О Соборе Воскрешающего Музея (О будущем искусстве: музыки живописи, скульптуры, архитектуры и слова) // Н. Ф. Федоров: pro et contra:
в 2 кн. Книга вторая / Сост. А. Г. Гачевой, С. Г. Семеновой. СПб.: РХГА, 2008. С. 450–482.
58. Чинаев В. «Казус Скрябин». Фортепианная поэтика Скрябина в контексте символистских аналогий // Н аучный вестник Московской консерватории. 2016. № 2 (25).
С. 32–83.
59. Чинаев В. Супрематическая музыка — астральная живопись: встречное движение // Судьбы абстрактного экспрессионизма: к 100-летию со дня рождения Ги де Монлора: сб. ст. / н ауч. ред.: Л. Ю. Лиманская, Э. А. Дейнека, М. В. Загидуллина. М.: РГГУ, 2018. С. 328–338.
60. Шатских А. С. Малевич после живописи // Казимир Малевич. Казимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 3. Супрематизм. Мир как беспредметность, или вечный покой / Сост., публикация, вступит. статья, подготовка текста, комментарии и примеча-
ния А. С. Шатских. М.: Гилея, 2000. С. 7–67.