В статье рассматривается несколько связанных между собой частных случаев обращения композиторов к музыкальному материалу своих предшественников: обработка В. А. Моцартом арии баса из оратории Г. Ф. Генделя «Мессия»; Вариации и фуга на тему Генделя Й. Брамса; Вариации без фуги М. Кагеля; окончание Э. В. Денисовым Kyrie Моцарта (KV 323). Трансформация оригинала в каждом из названных случаев имела свою специфику, а также свои причины и мотивы, которые объясняет автор статьи. Тем не менее, выстроить в ряд эти эпизоды музыкальной истории небесполезно: путешествуя во времени, мы видим, как возрастала степень авторской свободы в преобразовании первоисточника и как некоторые прозрения классиков могли дать импульс новациям XX века.
1. Аберт Г. В. А. Моцарт. Ч. 2. Кн. 2. М.: Музыка, 1985. 568 с.
2. Акопян Л. Кагель, Маурисио // Акопян Л. Музыка ХХ века: Энциклопедический словарь. М.: Практика, 2010. С. 227–229.
3. Березин В. В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма. М.: Институт общего среднего образования РАО, 2000. 388 с.
4. Григорьева Г. В. Э. Денисов. Kyrie: посвящение Моцарту // Моцарт в движении времени. По материалам конференции: сб. статей / ред.-сост. М. Катунян. М.: Композитор, 2009. С. 142.
5. Григорьева Г. В. Э. Денисов. Kyrie: «текст в тексте» // Э тот многообразный мир музыки...: сб. статей к 80-летию М. Г. Арановского. М.: Композитор, 2010. С. 402–409.
6. Царева Е. М. Иоганнес Брамс. М.: Музыка, 1986.
7. Ценова В. Неизвестный Денисов / И з записных книжек (1980/81–1986, 1995). М.: Композитор, 1997. 160 с.
8. Шульгин Д. И. Признание Эдисона Денисова. М.: Композитор, 1998. 465 с.