Юрий Маркович Буцко

Email
rmarina@mail.ru
Биография

Юрий Маркович Буцко (1938-2015) - российский композитор, профессор Московской консерватории.
Родил ся 28 мая 1938 года в городе Лубны Полтавской области в семье военнослужащего. После войны семья переехала в Москву, где он поступил в музы кальную школу, а затем на исторический факультет Московского государственного педагогического института, который оставил после двух курсов, чтобы продолжить занятия музыкой. Окончил хоровой факультет Музы кального училища имени Октябрьской революции, затем теоретико-композиторский факультет Московской консерватории (класс композиции С. А. Баласаняна, 1966) и аспирантуру. В 1968 году начал преподавать чтение партитур и инструментовку (закончил преподавание в звании профессора в 2013 году). Первые произведения Буцко, получившие значительную известность, появились еще в консерваторские годы. Они связаны с продолжением традиций русской музы кальной классики, в особенности М. П. Мусоргского: моноопера «Записки сумасшедшего» по Н. В. Гоголю, камерная опера «Белые ночи» по Ф. М. Достоевскому. Ряд сочинений 1960–1970-х годов связан с так называемой «новой фольклорной волной» в русской музыке этого периода: кантаты «Вечерок», «Свадебные песни», оратория «Сказание о Пугачевском бунте» (не исполнена). Оба эти направления сохраняют ся и тогда, когда Буцко сосредоточивает ся на разработке особой ладогармонической и полифонической системы, основанной на закономерностях древнерусских монодических (одноголосных) церковных роспевов (фундамент — 12-ступенный диатонический звукоряд — «обиходный лад», в котором опорные тоны, отстоящие друг от друга на кварту, в сумме своей составляют «двенадцатизвучие на расстоянии»). Самое крупное произведение этого стиля — «Полифонический концерт. Девятнадцать контрапунктов для четырех клавишных инструментов, хора и ударных инструментов на темы русского знаменного роспева» (около трех с половиной часов звучания). Затем элементы созданной системы входят органической частью в музы кальный язык композитора, а древнерусские темы свободно разрабатывают ся в его сочинениях. В последние десятилетия Буцко отдавал предпочтение крупной инструментальной форме: 7 «больших» симфоний, жанровые симфонии-сюиты на фольклорном материале, камерные симфонии, концерты для солирующих инструментов с оркестром, камерно-инструментальные циклы. Из во кально-симфонических произведений этих лет наиболее значительные — оратория «Песнослов» на стихи Николая Клюева и Канон Ангелу Грозному (на тексты Ивана Грозного) для солистов, хора и инструментального ансам бля. Начиная со второй половины 1960-х и до середины 1980-х годов Буцко много работал в театре и в кино, в частности, в Театре на Таганке (музыка к спектаклям «Пугачев», «Мать», «Гамлет» и др.), в Театре имени Моссовета («Петербургские сновидения», «Братья Карамазовы» и др.), на студии «Мосфильм» (13-серийный фильм «Хождение по мукам» по роману А. К. Толстого, музыка к реставрации кинофильма «Барышня и хулиган» с участием Владимира Маяковского и др.). Юрий Буцко скончал ся 25 апреля 2015 года. На сегодняшний день целый ряд сочинений композитора, в том числе крупной формы, остает ся не исполненным и не изданным.