О феномене камерной вокальной лирики С. В. Рахманинова

Аннотация

В статье рассматривается проблема внутреннего единства и эволюции романсового творчества Рах-
манинова. Предпринимается попытка углубить научные представления о вокальной лирике ком-
позитора, при этом само понятие лирики выступает как центральная категория, не обходимая для
интерпретации камерного вокального наследия автора. В научной литературе лирика Рахманино-
ва чаще всего связывается с моментами поверхностно-содержательными — такими, как открытость
высказывания, повышенная эмоциональность, доступность для восприятия, определенная тематика
(любовь, образы природы) и т. п. Мы обращаем, однако, внимание на то, что музыка Рахманинова
лирична также «изнутри», и понимаем под лирикой ее особую, индивидуальную поэтику. На мате-
риале вокальных сочинений в статье раскрывается музыкальный феномен рахманиновской
лирики, показывается, какие особенности структуры и элементы музыкального стиля обуславлива-
ют лирическое наклонение романсов композитора.

Использованная литература

1. Асафьев В. Б. Черты личной преемственности и мимолетности в творчество композиторов русского романса // Б. Асафьев. О симфонической и камерной музыке. Пояснения и приложения к программам симфонических и камерных концертов. Л.: Музыка, 1981. С. 187–195.

2. Бобровский В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления. Вып. 2. М.: КомКнига, 2008. 304 с.

3. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. Ч. 2. Интонация. Ч. 3. Композиция. М.: Музыка, 1978. 368 с.

4. Кюрегян Т. С. Форма в музыке XVII — XX веков. М.: Композитор, 2003. 312 с.

5. Скворцова И. А. Принципы модерна в творчестве Рахманинова // Музыкальная академия. 2014. № 3. С. 111–114.

6. Чернова Т. Ю. Драматургия в инструментальной музыке. М.: Музыка, 1984. 144 с.