В статье сравнивается ситуация с указанием авторства ведущих духовных жанров французского и русского барокко: большого мотета и партесного концерта. Вследствие сложившейся во Франции практики издания нот, а также изготовления рукописных копий для продажи авторские сочинения стали заметно превалировать над анонимными. Появление в России той же практики в эпоху классицизма привело к тому, что соотношение авторских и анонимных духовных сочинений приблизилось к сложившемуся во Франции. До начала торговли нотами, напротив, преобладала практика устной передачи сведений об авторстве, изредка фиксируемых в рукописях для памяти (часто с помощью инициалов). Кроме того, сохранялась уже изжитая во Франции традиция считать создателем музыки автора обработки или переложения.
1. Булычева А. В. Василий Титов — Герасим (Завадовский) — Кирилл Заюшевич: творческий диалог, творческое соревнование // Современные проблемы музыкознания. 2017. № 1. С. 25–42.
2. Булычева А. В. Иван Хоржевский — виолончелист и композитор? // Старинная музыка. 2018. № 1. С. 11–15.
3. Булычева А. В. Сверхмногоголосие в музыке русского барокко: два хоровых концерта на 48 голосов // Opera musicologica. 2018. № 1. С. 7–33.
4. Вольни П. «Прекрасные итальянские музыкальные вещицы на немецкой земле». О том, как сочиняли музыку после Тридцатилетней войны // И. С. Бах и музыкальная практика немецкого барокко. М.: МГК, 2016. С. 16–50.
5. Герасимова-Персидская Н. А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М.: Музыка, 1983. 288 с.
6. Дилецкий Н. Идеа грамматики мусикийской // Памятники русского музыкального искусства. Вып. 7 / публ., пер., исслед. и коммент. Вл. Протопопова. М.: Музыка, 1979. 640 с.
7. Келдыш Ю. В. И стория русской музыки. Т. I: Древняя Русь XI–XVII века. М.: Музыка, 1983. 384 с.
8. Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765–1825): каталог произведений. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 656 с.
9. Протопопов Вл. Музыка Петровского времени о победе под Полтавой // Памятники русского музыкального искусства. Вып. 2: Музыка на Полтавскую победу / сост. В. В. Протопопов. М.: Музыка, 1973. С. 197–248.
10. Успенский Н. Д. К читателю // Русский хоровой концерт конца XVII — первой половины XVIII веков: хрестоматия / сост. Н. Д. Успенский. Л.: Музыка, 1976. С. 3–7.
11. Beche M.-Fr. Notes de l’editeur // Recueil des Motets choisis de feu Monsieur Blanchard. Versaille, ca 1788. P. III. (дата обращения: 30.04.2018).
12. Catalogue thématique des sources du grand motet français (1663–1792) / ed. J. Mongrédien. München — New York: K. G. Saur, 1984. 234 p.
13. Duron J. Diligam te // Rameau de A à Z. Paris: Fayard/IMDA, 1983. P. 127.
14. Duron J. Motet // Rameau de A à Z. Paris: Fayard/IMDA, 1983. P. 218–220.